МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Hildegard K. Vieregg1, О.Н. Труевцева2
1Университета философии, г. Мюнхен, Германия research@dr-vieregg.global 2Алтайский государственный педагогический университет, РФ, 656031, Барнаул, ул. Молодежная, 53 truevtseva@yandex.ru
Ключевые слова: Шелковый путь, чайная церемония, музей-ландшафт, цветочная композиция, древняя столица Чанъань, ancient Silk Road, tea-ceremony, conception, flower arrangement, ancient capital Chang’an
Страницы: 100-106
Аннотация
Основное внимание в статье уделяется музеям Шелкового пути, проходящего из стран Юго-Восточной Азии в Центральную Азию и, далее, в Европу. Уже древние караванные пути способствовали развитию культур многочисленных этнических групп на этом пути, развитию их материальной культуры и творческих способностей. Каждая из них участвовала в международном обмене и была связана с материальными и нематериальными приобретениями. С одной стороны, была развита оживленная торговля ценными товарами, такими как шелк, золото, серебро, стекло, керамика, инструменты др. С другой стороны, происходило и нематериальное обогащение культуры: изменение условий жизни, духовное развитие, взаимовлияние обычаев, ритуалов и обрядов. В современных условиях высокоразвитые магистрали Шелкового пути до сих пор являются важными каналами для международной (и даже глобальной) торговли и обмена, а также для дальнейшего развития культуры. Важное значение имеет взаимовлияние философских и мировых религиозных систем. Когда мы думаем об одном из самых важных городов на Шелковом пути - Чанъане (древней столице нескольких китайских государств), мы убеждаемся в интернациональности, межкультурности таких влияний, особенно религиозных, которые вдохновляли и мотивировали всю жизнь этого городского социума. Без такого вдохновения столица Чанъань никогда не достигла бы столь экстраординарно высокого уровня мастерства, высоких стандартов и образцов в создании искусства и культуры. Сегодня, как никогда, возросла роль музея-ландшафта, открывающего больше возможностей, чем в прошлом, для изучения международных связей на примере Шелкового пути. Одним из форумов транснационального значения стала чайная культура, идея чайного дома, что хорошо известно со времен династии Тан / Китай (618-907 гг. н. э.) и является компонентом мировой культуры и цивилизации. Так, в Японии в XV в. существовало множество чайных домов. Они рассматривались как особые площадки для обсуждения вопросов философии, религии, эстетики, литературы, этики. Чайные дома, чайханы, несомненно способствовали активизации частного общения в течение многих исторических периодов. Идея чая и чайного дома не случайно является объектом изучения ученых разных стран.
DOI: 10.15372/HSS20200214 |