Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.235.141
    [SESS_TIME] => 1732354887
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1ae880b353857656d9ad51867d149edf
    [UNIQUE_KEY] => fb41d6164effeb4a103cc6184032e732
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 1

ЦЕННОСТНЫЙ ДУАЛИЗМ ЭЛИТАРНОСТИ И МАССОВОСТИ В ВОСПИТАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

О.И. Баркова1, В.А. Власов2,3, А.А. Тамаровская4
1Юридическая компания «Антикризисный центр», Красноярск, Россия
bo1112@ya.ru
2Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
vav.70@mail.ru
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия
4ОАО «Красцветмет», Красноярск, Россия
Ключевые слова: элитарная культура, массовая культура, культура общества потребления, ценность, дуальность, доход, интеллект, внешность, имидж, элитарная культура, массовая культура, культура общества потребления, ценность, дуальность, доход, интеллект, внешность, имидж, elite culture, mass culture, consumer society culture, value, duality, income, intelligence, appearance, image
Страницы: 173-184

Аннотация

Введение. Проблема воспитания художественной культуры в постсоциалистической России имеет комплексный характер. В статье, отвечая на вопрос «Почему в информационном веке при широчайших возможностях и огромном воспитательном потенциале средств массовой информации одни люди обладают высокой культурой, другие овладевают лишь азами культуры массовой, а третьи - вообще асоциальны?», мы исследуем специфику ценностного дуализма элитарности и массовости художественной культуры. Методология и методика исследования. Стратегия воспитания художественной культуры в нашем исследовании основывается на двух параллельных общественно-индивидуальных направленностях: сохранение воспитуемого в лоне традиционной культуры данного народа и обучение воспитуемого достижению собственных произвольно выбранных целей. Примат высокого искусства над массовым искусством эпохи потребления рассматривается в свете противоречий учений о дуализме Р. Декарта и монизме Г. Гегеля, представлений о сущности искусства постмодернизма Х. Ортеги-и-Гасета и Г. Маркузе. Представители советской семантической культурологии Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский сделали вывод о присутствии мотива нравственной оценочности в русской культуре, принципиальной важности для нее отсутствия нейтральной аксиологической сферы, четкости представлений о дуальности категорий. Поскольку культуру принято разделять на интеллектуальную и примитивную, камерную и тиражную, а шире - на элитарную и массовую, объектом исследования послужили причины принципиальной ценностной дуальности таких широко распространенных понятий культуры, как доход, интеллект, внешность и имидж в их соотнесении с нормативной эстетикой высокой, массовой культуры и общества потребления. Результаты исследования. Современная экономически детерминированная художественная культура определила своеобразную ценностную шкалу, обусловленную высоким, массовым или потребительским отношением к феноменам человеческого бытия, от которых зависят смысложизненные ценности. Таким образом, утверждается мысль о том, что понятия «массовая культура» и «культура общества потребления» следует разводить. При разных стартовых возможностях: внешних данных человека, различной степени образованности, таланта и художественных способностях, умении создавать имидж - определяется уровень культурных ценностей, на которые индивид реагирует, принимает и транслирует. Заключение. Аномалии развития ценностного дуализма современной культуры связаны с разрушением механизма духовной преемственности поколений, снижением интереса к отечественным культурным традициям. Все это приводит к искажению у большинства российских граждан эстетического восприятия, основ культурных ценностей. Такого типа аномалии характерны для обществ «культурных аутсайдеров», чем для российского общества как носителя традиционно высокого эстетического наследия.

DOI: 10.15372/PHE20200112