МЕНЕДЖЕРАЛИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Л.С. Малик, Л.А. Мелкая
Архангельск, Россия l.malik@narfu.ru
Ключевые слова: философия профессионализма в социальной работе, менеджерализация, образование по социальной работе, профилизация, специализация, philosophy of professionalism in social work, manageralisation, social work education, profilisation, specialization
Страницы: 113-126
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена обновлением методологии социальной работы, плюрализмом теорий, расширением полей социальной практики, что сопряжено с необходимостью повышения ответственности специалистов и усиления статуса профессиональной группы. В профессиональной подготовке новым трендом является менеджерализация - включение управленческих идей на всех уровнях обучения, что, согласно указанным изменениям, может выступить ресурсом формирования философии профессионализма в социальной работе. Методология и методика исследования. Исследование базировалось на материалах научных работ, посвященных анализу категории профессионализма в социальной работе, описывающих менеджерские концепции, идеи которых положили начало тренду менеджерализации в системе профессиональной подготовки. Анализ теоретического материала дополнен эмпирическими данными, полученными в ходе опроса практикующих специалистов социальной работы по методике В. В. Синявского и В. А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты исследования. Проведен анализ концепций, лежащих в основе формирования представлений о профессионализме с учетом идей менеджерализации. Выявлены основные зависимости влияния менеджерских концепций на философию профессионализма в развитии мировоззрения специалистов, готовых действовать в новой социальной реальности. Описана сущность двух направлений развития образования по социальной работе: специализации и профилизации. Профилизация сопряжена с новыми трендами в системе профессиональной подготовки, среди которых особое место занимает менеджерализация, рассматриваемая как механизм соединения глобальных целей с реальными вариантами их достижения. Обозначено содержание процессов трансформации профессионально-ролевого репертуара специалистов социальной работы в контексте менеджерализации, свидетельствующем о расширении функционала практиков в содействии социальному развитию и формированию способности клиентов самостоятельно разрешать трудные жизненные ситуации. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие значимость управленческого компонента в процессе обучения, позволяющие сделать вывод о необходимости первоочередных изменений в системе подготовки специалистов социальной работы. Заключение. Аргументирована ресурсность менеджерализации применительно к формированию философии профессионализма в социальной работе с учетом трех критериальных блоков профессионализма: содержательного, нормативного, потенциального. Сделан вывод о значимости применения менеджералистских идей в системе становления профессионального мировоззрения специалистов, что позитивным образом скажется на усилении субъектности специалистов и повышении статуса профессиональной группы.
DOI: 10.15372/PHE20200108 |