ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, Н.С. Сидоровъ1
1Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет tany0879@mail.ru
Ключевые слова: коммерциализация, медицинская сфера, медицинское образование, статус врача, commercialization, medical field, medical education, doctor status
Страницы: 94-112
Аннотация
Введение. В современной медицине наметилась выраженная тенденция к коммерциализации, проявляющаяся в разнообразных формах. Например, это происходит в случае, когда врач становится совладельцем больницы; назначает пациентам препараты, к продаже которых его склоняет производитель; ведет платный прием больных по коммерческим ценам; когда коммерциализируется само медицинское образование и т. д. Медицинский вуз, предназначение которого - подготавливать квалифицированные кадры для сферы здравоохранения, реагирует на эту тенденцию коммерциализацией медицинского образования. По поводу коммерциализации медицины и медицинского образования существуют разные мнения: от положительных до нейтральных и отрицательных. Цель статьи - проанализировать разные взгляды на коммерциализацию медицины, медицинского образования и воздействие последствий этих социальных процессов на обеспечение здоровья населения страны. Методология и методика исследования. Материалом исследования выступили литературные источники, статистические данные по проблеме коммерциализации медицины и образования. Применены методы гносеологического и праксиологического анализа научного материала, сравнительная оценка проанализированных характеристик процесса коммерциализации, интеграция полученных результатов на социально-педагогической основе. Результаты исследования. Сегодня в развитых странах все шире внедряется концепция социально ответственного бизнеса, в том числе в медицине, которая обосновывается как особо важная в условиях высокоразвитой экономики знаний, где центром считается наукоемкая интеллектуальная деятельность. Доказывается, что врачи в данных условиях также приобретают высокий социальный статус, имеют высокие заработные платы, вследствие чего у них исчезает потребность наживаться на пациентах нелегальными путями. Однако пока в стране отсутствует развитая, сбалансированно работающая социально-экономическая система, введение коммерческой медицины и аналогичного образования приводит к тому, что многие люди не в состоянии обеспечить себя платной медицинской помощью, даже работающие, не говоря уже о безработных. Часть медицинских работников и специалистов из данной сферы получает возможность безнравственно пользоваться безвыходным положением пациентов. Большинство же врачей при этом лишь незначительно повышает свой невысокий (в таких условиях) экономический статус. Крайние позиции отношения к этому процессу соединяются в следующем: можно свести медицинскую деятельность к эксплуатации зависимого положения пациента для извлечения коммерческой выгоды; можно квалифицированно работать с пациентами, невзирая на социальные трансформации, требуя лишь достойного жизнеобеспечения врача; можно относиться к пациенту с душой, осознавая собственную ответственность как врача-целителя в современных социальных условиях. В связи с существованием разных точек зрения на проблему коммерциализации медицины и образования она требует серьезного всестороннего анализа с учетом существующих социальных условий. Заключение. Коммерциализация гуманитарных сфер: медицины, образования и др., направленная на капитализацию названных сфер, - является не человекосообразной, а человекоразрушающей и социально-деформирующей. Безусловно, необходим, наряду с государственным, творческий сектор организаций индивидуально-социальной деятельности особо одаренных врачей и педагогов, специалистов-целителей, но цель - не накопление капитала за счет насущных нужд населения, а укрепление и улучшение потенциала здравоохранения, увеличение продолжительности жизни населения.
DOI: 10.15372/PHE20200107 |