ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
П.Г. Воронцов, Д.А. Дейс, Н.М. Лобыгина, К.В. Недорезков
Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура и спорт, мотивации к занятиям, студенты, физкультурное образование, ценности молодежи, физическая культура и спорт, мотивации к занятиям, студенты, физкультурное образование, ценности молодежи, physical culture and sport, motivation for training, students, physical education, youth values, physical culture and sport, motivation for training, students, physical education, youth values
Страницы: 81-93
Аннотация
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что повышение физической активности студенческой молодежи, ее активное приобщение к физкультурно-спортивной деятельности имеет большое значение для организации здорового образа жизни. Также это особенно важно для будущих врачей, которые обязаны быть примером личностного здорового поведения для своих пациентов. В гносеологическом плане оценка системы ценностей студентов и студенческих групп является обязательным условием для понимания мотиваций поведения молодых людей. Наличие такой информации позволяет составлять планы эффективного практического вовлечения молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Методология и методика исследования. Основу статьи составило взаимодействие аналитического и синтетического подходов, на базе которых проанализированы и обобщены результаты исследований, проведенных в Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ). Исходным выступил метод анкетирования студентов, далее осуществлена цифровая обработка данных с помощью ЭВМ. Цель статьи - выявить, какого мнения придерживаются студенты в отношении мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физической активности. В исследовании в качестве респондентов приняли участие студенты 4-6 курсов в количестве 55 человек. Результаты исследования. Исследованы особенности мотивации студентов к здоровому образу жизни на основе авторской анкеты. Выполнен анализ по видам физкультурно-спортивной деятельности, включающей тренировочную активность в соотношении с учебной, научной, организационно-общественной, коммуникационной и культурно-развлекательной формами жизнедеятельности. Результаты исследования показали, что большинство студентов склоняется к специализации занятий физической культурой, их привлекают спортивно-секционные занятия. Одним из возможных действенных способов повышения вовлеченности студентов в процесс поддержания и укрепления их физического здоровья является близость места проведения занятий и места жительства молодых людей. Соответствующим оптимальным решением могло бы стать проведение части учебно-спортивной и спортивно-массовой работы на территории при общежитиях, где проживает значительное число студентов. Также необходимо сооружение хотя бы минимальных спортивных площадок в местах проживания молодежи. Характеристикой, свидетельствующей о вовлечении обучающихся в физкультурную деятельность, может быть их постоянная тренировка в физкультурно-спортивных залах и секциях. Оценить эту деятельность возможно по времени, которое каждый студент затрачивает на занятия физической культурой: или в течение дня, или за неделю, а затем и за семестр. Заключение. Исследование показало, что подавляющее большинство студентов-медиков осознает значимость физической культуры и спорта в укреплении здоровья будущего врача. Однако далеко не все реализуют установку на повышение двигательной активности в своем образе жизни по ряду объективных и субъективных причин. Это требует значительного внимания к развитию физического воспитания, культурно-массовой и спортивно-массовой работы в медицинском вузе.
DOI: 10.15372/PHE20200106 |