ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (опыт эмпирического исследования)
М.Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия mndudina@yandex.ru
Ключевые слова: дидактика высшей школы, креативная деятельность, жанр эссе, творческое задание, самовыражение, самоидентификации личности, didactic in higher education, essay genre, creative task, self-expression, self-identification
Страницы: 38-53
Аннотация
Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.
DOI: 10.15372/PHE20200103 |