СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ DISPACE 2.0 - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ЭКОСИСТЕМЫ) НГТУ
М.В. Леган, М.Э. Рояк, М.А. Горбунов
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация Legan_m@ngs.ru
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная экосистема, оценка качества, электронные образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, digital educational environment, educational ecosystem, quality assessment, electronic educational resources, distance educational technologies
Страницы: 3520-3531
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы содержания, формирования и условий функционирования электронной информационно-образовательной (цифровой) среды образовательной организации. Главным системообразующим фактором, объединяющим и управляющим всеми компонентами образовательного процесса в цифровой среде в единый комплекс, является программная платформа (электронная система обучения, LMS), позволяющая реализовывать электронное (дистанционное, онлайн) обучение. Система электронного обучения DiSpace 2.0 является востребованной и адаптированной образовательной системой, не уступая по возможностям распространенным платформам дистанционного обучения. В качестве обучающих объектов (цифровых образовательных ресурсов) в банке (хранилище) находятся спроектированные преподавателями электронные учебно-методические курсы, онлайн курсы, тесты, интерактивные тренажеры, а также анимация, лабораторные практикумы (в цифровом формате). Показана динамика роста в НГТУ работающих цифровых образовательных ресурсов (электронных курсов и тестовых контролирующих материалов). При наличии собственной электронной среды обучения происходит постоянное развитие ИКТ-компетенций профессорско-преподавательского состава НГТУ, включая навыки проектирования собственных образовательных ресурсов. В свете системно-деятельностного подхода к обучению образовательная экосистема НГТУ дополнена интерактивными стендами тренажерами, например, по пожарной и электробезопасности, разработанными преподавателями в сотрудничестве с программистами-разработчиками. Показаны типы и формы контроля знаний обучающихся при организации самостоятельной работы как для традиционной формы обучения, так и для заочной с применением дистанционных технологий. Рассматриваемая с точки зрения экосистемного подхода, среда электронного обучения является децентрализованной, самоорганизованной, эмерджентной экосистемой, что повышает ее стабильность и качество. Разработан алгоритм комплексной оценки качества среды электронного обучения, с выделением рубрик и критериев качества, требующий дополнительных исследований.
DOI: 10.15372/PEMW20200115 |