ПРЕДЕЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
М.П. Яценко, С.В. Максимов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация mikhailyatzenko@yandex.ru
Ключевые слова: цифровое пространство, информационная среда, гуманитарное образование, оптимизация учебного процесса, новейшие информационные технологии, digital space, information environment, humanitarian education, optimizing the learning process, the latest information technologies
Страницы: 3481-3489
Аннотация
В статье раскрываются особенности использования новых информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных учебных дисциплин. Автор показывает не только положительные, но и отрицательные последствия глобальной цифровизации в отечественной образовательной системе. Господства информационных технологий в гуманитарном познании создает новые проблемные ситуации. В частности, трансформируются традиционные коммуникации, характерные для отечественной образовательной системы. Автор обращает внимание на такую важную особенность российского образования, как неразрывность учебного и воспитательного процесса. Реализация подобных тенденций традиционно была возложена на гуманитарный учебный блок. Основополагающим базисом для формирования социокультурного мировоззрения всегда выступала история. Несмотря на то что внедрение цифровых технологий в гуманитарную сферу позволило расширить визуальное учебное пространство, однако все чаще встречаются случаи фальсификации исторического прошлого России. Автор показывает, что достоверность информации часто приносится в жертву оперативности. Военно-исторические компьютерные игры часто искажают истинную картину истории, которая является намного сложнее и требует глубокого осмысления. К сожалению, учащиеся привыкают к наглядным пособиям, однако отучаются при этом анализировать учебный материал, поскольку надеются на интернет-ресурсы. Чрезмерное использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно трансформирует субъект-объектные отношения. Это связано с значительным изменением функций учителя, которого уже не воспринимают как носителя истины. В статье показаны пути оптимизации учебного процесса с учетом новых информационных технологий. Автор доказывает, что гуманитарное образование может выиграть, если цифровизация учебного процесса будет иметь пределы, обусловленные авторскими методиками.
DOI: 10.15372/PEMW20200111 |