ЦИФРОВОЙ ДИСКУРС КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация vvv@smc.nstu.ru
Ключевые слова: теоретический образ феномена образования, конструирование теоретического образа феномена образования, цифровая трансформация общества, цифровизация образования, онлайн образование, theoretical image of the education phenomenon, construction of the theoretical image of the education phenomenon, digital transformation of society, digitalization of education
Страницы: 3447-3455
Аннотация
Цифровизация охватила все стороны и институты современного общества, включая образование. Повсеместное внедрение в последнее новых информационных технологий; смена форматов подачи учебной информации, а также методов трансляции учебных материалов; преобразование роли и приоритетов учебных дисциплин; возникновение онлайн/офлайн доступов к методическим ресурсам - уже стали реальностью. Налицо - информационно-технологический синтез традиции и новаций в образовательной среде. Научно-образовательное пространство «отвечает» на этот цифровой вызов в образовании разнообразными рефлексиями исследователей. Данные теоретические интерпретации направлены, в основном, на рассмотрение отдельных аспектов цифрового образования, например, дистанционного обучения, открытого образования, массовых онлайн курсов, электронной образовательной среды. Фактически можно констатировать наличие фрагментарности теоретического контекста относительно феномена образования в цифровую эпоху. Автором предложен методологический инструментарий, с одной стороны генерализирующий массив теоретизаций феномена образования, в том числе с цифровым контекстом; с другой - позволяющий сконструировать теоретический образ феномена образования, отражающий основные атрибутивные характеристики последнего в цифровой реальности. Под теоретическим образом феномена образования, в наиболее общем виде, подразумевается теоретический конструкт, служащий синтезирующим репрезентантом реальных и/или потенциальных теоретизаций феномена образования и выступающий, с одной стороны, в роли связующего звена между исследователем с его методологическими предпочтениями и разнородными теоретическими представлениями о феномене образования; с другой - основанием необходимого и достаточного для интерпретации феномена образования в контексте того или иного типа научной рациональность. Утверждается, что данный способ познания феномена образования в его теоретизациях (посредством конструирования теоретических образов), позволяет зафиксировать наиболее значимые атрибутивные характеристики исследуемого феномена, выведя за скобки сопутствующие.
DOI: 10.15372/PEMW20200107 |