Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2020 год, номер 1

ГУМБОЛЬДТОВСКАЯ РЕФОРМА ШКОЛЫ КАК ОБРАЗЕЦ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ (ОПЫТ РЕТРОСПЕКТИВНОГО ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА)

А.П. Сегал
"Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
segal.alexander@gmail.com"
Ключевые слова: Гумбольдт, социальный проект, стратегия, субъект, объект, будущее, Humboldt, social project, strategy, subject, object, future
Страницы: 3409-3417

Аннотация

Автор с позиций современной практики стратегирования и проектной деятельности анализирует историю «Больших прусских реформ» Штайна-Гайденберга 1807-1814 гг. в целом и масштабную реформу среднего и высшего образования (гумбольдтовской реформы) в частности. В качестве исследовательской задачи автор видит вычленение системных признаков прусских реформ как социальных проектов и поиск инвариантов, позволяющих сравнивать их с современными социальными проектами. Краткий экскурс в историю реформ Штайна-Гайденберга и реформы Гумбольдта позволяет автору выделить определенные системные черты и определить эти реформы как социальные проекты в современном понимании этого термина. Автор делает оговорку, что такой подход является в значительной мере компаративистским, поскольку сопоставляются во многом разнокачественные объекты, существовавшие в разное время и при разных исторических обстоятельствах. Именно поэтому в первую очередь обращается внимание на сопоставление обстоятельств осуществления реформ и степени их осуществления по мере изменения обстоятельств. Автор рассматривает среднесрочные и долгосрочные результаты гумбольдтовских реформ и делает вывод, что, несмотря на изменение обстоятельств и на достаточно быстрое решение ряда задач, ради которых реформы затевались, изменения в системе образования и в обществе в целом продолжались достаточно долго. Это свидетельствует о присущей им внутренней логике и, соответственно, внутренней целостности и системности. Автор кратко касается причин неудачного опыта применения прусской системы образования в других странах и делает вывод о возможности и даже необходимости системного применения значительной части такого опыта, особенно в его проектной части, в связи со значительным качественным совпадением обстоятельств и проблемного поля.

DOI: 10.15372/PEMW20200103