ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛИЧНОСТИ
"Ю.И. Молотков1, И.П. Рябчун2"
"1Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия molotkov@siu.ranepa.ru 2Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, Краснодар, Россия rip.48@mfil.ru"
Ключевые слова: профориентация, профессиональная склонность, эффективность тестирования, волевой потенциал, уровень интеллекта, профессиональное развитие, career guidance, career aptitude, testing efficiency, will potential, intelligence level, professional development
Страницы: 71-84
Аннотация
Введение. Проблема профессиональной ориентации школьной молодежи обусловлена противоречиями между общественным и государственным заказами на образование, а также между личностным становлением выпускника школы и интенсивными социально-экономическими изменениями. Все это негативно отражается на молодом поколении, прежде всего выпускники школ испытывают затруднения при выборе будущей профессии. По прогнозам Федеральной службы занятости России, численность безработных в 2019-2021 гг. будет превышать 3,6 млн человек, в их числе - выпускники школ, ссузов и вузов. Методология и методика исследования. Для исследования проблемы профессиональной ориентации и реализации смысла жизненных ориентаций молодежи использовались методики персонального тестирования возможностей и склонностей выпускников школы. Для выявления общего интеллекта применялась методика тестирования по Дж. Равену; методика тестирования по Е. А. Климову - для определения профессиональной ориентации; методика Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова - для выявления волевого потенциала. Выборку составили респонденты, которые предпочитают направления «человек - техника» или «человек - знаковая система». С помощью названных методик авторы оценили уровень подготовки школьников по математике, физике и информатике. Результаты исследования выпускников школ г. Краснодара указывают на то, что превалирующая часть выпускников демонстрирует склонность к типам «человек - техника» и «человек - знаковая система». Проверка корреляционной связи между общим интеллектом и волевым потенциалом показала отсутствие какой-либо связи между ними, несмотря на то, что высокий уровень суммарного балла ЕГЭ зависит от общего интеллекта и волевого потенциала. Социально-адаптационные возможности гармонизации жизненного цикла личности раскрываются через акт самоопределения, в том числе в условиях успешной профессиональной ориентации школьной молодежи на уровне района городского округа г. Краснодара. Заключение. Структурно-системный анализ ситуации профессиональной ориентации школьной молодежи позволил выявить следующие проблемы: недостаточные условия для профессионального определения школьников; заинтересованные стороны в профессиональной ориентации молодежи (Stakeholders) не объединены целью формирования профессиональной ориентации школьной молодежи; недостаточное количество организаций, реализующих программы профессиональной ориентации школьной молодежи. Анализ проблем позволяет сделать вывод, что необходима продуманная, социальная политика в г. Краснодаре, ориентированная на создание условий для целенаправленной профессиональной ориентации молодежи.
DOI: 10.15372/PHE20190305 |