СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
"В.В. Петров1,2"
"1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: educational potential, higher education system, social structure, social institutions
Страницы: 57-70
Аннотация
Введение. Переход человечества к ценностям информационной цивилизации оказал существенное влияние на научно-образовательное пространство, которое многократно усложнилось в результате социокультурных трансформаций, произошедших на рубеже XX-XXI вв. В статье обращается внимание на тот факт, что переход науки и образования на качественно новый уровень должен способствовать увеличению совокупного социального потенциала, однако в российских реалиях его рост не наблюдается. Для устранения возникшего противоречия автор предлагает обратиться к взаимодействию социальных институтов, выявить их взаимозависимость и взаимовлияние при формировании совокупного социального потенциала. Методология и методика исследования. Используемый автором культурно-антропологический подход позволил выявить роль системы образования в развитии совокупного социального потенциала и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию; в качестве методологической основы автор воспользовался формационным и цивилизационным подходами к структурированию общества. Результаты исследования. В статье показано, что совокупный социальный потенциал определяется взаимодействием потенциалов основных сфер социальной жизни, социальных институтов, общественного производства и социальной структуры. Обосновано, что с точки зрения совокупного социального потенциала общества образовательный потенциал является основополагающим и выражается прежде всего в уровне образования как результат предшествующей образовательной деятельности. Заключение. В результате проведенной работы сделан вывод о том, что социальный потенциал чрезвычайно зависит от деятельности высшей школы, ее аксиологических и эпистемологических установок. Проведенный анализ позволил выделить факторы, сдерживающие развитие образовательного потенциала, что приводит к сокращению совокупного социального потенциала в целом.
DOI: 10.15372/PHE20190304 |