ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (часть 2)
"А.М. Аблажей1,2"
"1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия ablazhey@academ.org 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: аспиранты, академические институты, реформа, задачи аспирантуры, диссертация, эффективность, научная карьера, graduate students, academic institutions, reform, the tasks of graduate school, dissertation, efficiency, scientific career
Страницы: 46-56
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу результатов массового социологического опроса аспирантов научно-исследовательских институтов Новосибирского Академгородка. Ставилась задача выявления основных социальных характеристик учащихся академической аспирантуры, в первую очередь причин поступления, оценок текущего состояния основных элементов научной деятельности, представлений о будущем и научной карьере, в частности, критериев и факторов ее успешности/неуспешности. Отдельной задачей стало выявление динамики этих характеристик по сравнению с предыдущим аналогичным исследованием 2005 г. Методология и методика исследования. Исследование проведено на основе методики массового социологического опроса, полученные данные обработаны в программе SPSS; для первичного анализа использовались простые распределения. Для выявления динамики базовых показателей применялась методология сравнительного анализа. Результаты исследования cводятся к следующему: 1) для большинства аспирантов путь в науку начинался еще со школы; 2) подавляющее большинство из них не новички в науке (имеют опыт проведения научных исследований, в том числе по грантам, участвовали в научных конференциях, имеют научные публикации; 3) среди негативных тенденций, которые проявляются сегодня в институтах Академгородка, ведущее место занимают низкая заработная плата научных сотрудников и слабая финансовая и приборно-материальная обеспеченность исследований; 4) при принятии решения о выборе научной карьеры главную роль по-прежнему играет такой фактор, как тяга к познанию и творчеству; 5) существенная часть опрошенных аспирантов по-прежнему планирует делать карьеру в сфере науки и высоких технологий. Заключение. Зафиксирован устойчивый характер профессионального этоса российских ученых, что касается в первую очередь стратегий построения научной карьеры и выбора критериев ее успешности.
DOI: 10.15372/PHE20190303 |