МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ФАКТОРЫ ВЫБОРА
Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин
"Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия e.kudryashova@narfu.ru"
Ключевые слова: университет, образование, «третья миссия», предпринимательский университет, инновационный университет, исследовательский университет, корпоративный университет, сетевой университет, University, education, «third mission», entrepreneurial University, innovation University, research University, corporate University, network University
Страницы: 14-30
Аннотация
Введение. Исследование посвящено актуальным проблемам развития российской системы высшего образования - ее соответствия мировым трендам и вызовам, поиску новых форм и путей жизнедеятельности университетов в современных российских условиях. Методология и методика исследования. Авторы анализируют теоретические модели образовательных организаций высшего образования: предпринимательский, инновационный, исследовательский, корпоративный сетевой университет, выделяют их ключевые особенности. Результаты исследования. Рассматривается опыт работы указанных моделей в зарубежных странах, а также проблемы его адаптации в российских условиях. К примеру, ключевыми проблемами адаптации модели предпринимательского университета в российских условиях являются отсутствие опыта подобной деятельности у коллективов и руководства университетов на протяжении предыдущих периодов работы; взаимная неготовность к сотрудничеству со стороны университетов и сферы бизнеса, предприятий, корпораций, незначительное количество успешных практик в этом направлении; рамки существующей системы управления и финансирования университетов. Выделяются направления государственной политики в сфере образования, ориентированные на стимулирование университетов к выбору новых путей своего развития, таких как, например, реализация проекта по созданию национальных исследовательских университетов или проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Заключение. В качестве выводов выделяются две группы сценариев, по которым происходит выбор университетами моделей своей трансформации: под воздействием внешних факторов (решения органов управления сферой образования, создание университета «с нуля» для конкретных государственных или корпоративных нужд, потребности региона местонахождения университета или крупных корпораций) и внутренних факторов (осознанный выбор коллектива и руководства университета в пользу той или иной модели, традиционная специфика работы университета, изменение структуры финансирования, создание университета «с нуля» частными компаниям как бизнес-проект). Делается вывод о необходимости выбора университетами стратегических целей своего развития и конкретной трансформационной модели, по которой оно будет происходить.
DOI: 10.15372/PHE20190301 |