ДОСТАВКА ЛЕНД-ЛИЗОВСКИХ ГРУЗОВ В СЕВЕРНЫЕ ПОРТЫ СССР (1941-1945 гг.)
И.В. Быстрова
Институт российской истории РАН, РФ, г. Москва 117036, ул. Дм. Ульянова, 19 irin-bystrova1@yandex.ru
Ключевые слова: Ленд-лиз, советско-американские отношения, северные порты, уполномоченные НКВТ, грузы, система учета
Страницы: 50-58
Аннотация
В этой статье на основе метода конкретно-исторического анализа архивных документов ПЗК СССР в США изучается судьба ленд-лизовских грузов по их прибытии в СССР. Отмечено, что в начальный период поставок наблюдались перебои с прибытием грузов (особенно по северному маршруту) в связи с большими потерями в пути. С советской стороны ленд-лизом занималась Правительственная закупочная комиссия СССР в США (ПЗК) Наркомата внешней торговли (НКВТ) СССР. Контроль за прибытием грузов был возложен на инженерный отдел НКВТ. О состоянии прибывавших в порты СССР грузов свидетельствуют отчеты уполномоченных НКВТ, акты порта и таможни. Грузы сортировались по ведомствам; особая группа - «грузы Ленвнештранса» - включала товары для блокадного Ленинграда. С 17-го каравана началась оперативная обработка документов в местах разгрузки пароходов. По актам таможни выявлялись потери, недостатки в упаковке и размещении грузов, факты хищений, особенно продовольственных товаров из прохудившейся упаковки. Установлено, что всего за весь период отгрузок по ленд-лизу было отправлено в СССР 2743 парохода с грузом 17 349 тыс. т. Потери судов за этот период составляли 2,6 %, или 76 судов с грузом 455 тыс. т.
DOI: 10.15372/HSS20190307 |