Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 52.15.223.239
    [SESS_TIME] => 1732311967
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 8a716f6398ceefc721ab89a80307321f
    [UNIQUE_KEY] => f49e6abf354101a995b0f6e8742e4871
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2019 год, номер

ДОСТАВКА ЛЕНД-ЛИЗОВСКИХ ГРУЗОВ В СЕВЕРНЫЕ ПОРТЫ СССР (1941-1945 гг.)

И.В. Быстрова
Институт российской истории РАН, РФ, г. Москва 117036, ул. Дм. Ульянова, 19
irin-bystrova1@yandex.ru
Ключевые слова: Ленд-лиз, советско-американские отношения, северные порты, уполномоченные НКВТ, грузы, система учета
Страницы: 50-58

Аннотация

В этой статье на основе метода конкретно-исторического анализа архивных документов ПЗК СССР в США изучается судьба ленд-лизовских грузов по их прибытии в СССР. Отмечено, что в начальный период поставок наблюдались перебои с прибытием грузов (особенно по северному маршруту) в связи с большими потерями в пути. С советской стороны ленд-лизом занималась Правительственная закупочная комиссия СССР в США (ПЗК) Наркомата внешней торговли (НКВТ) СССР. Контроль за прибытием грузов был возложен на инженерный отдел НКВТ. О состоянии прибывавших в порты СССР грузов свидетельствуют отчеты уполномоченных НКВТ, акты порта и таможни. Грузы сортировались по ведомствам; особая группа - «грузы Ленвнештранса» - включала товары для блокадного Ленинграда. С 17-го каравана началась оперативная обработка документов в местах разгрузки пароходов. По актам таможни выявлялись потери, недостатки в упаковке и размещении грузов, факты хищений, особенно продовольственных товаров из прохудившейся упаковки. Установлено, что всего за весь период отгрузок по ленд-лизу было отправлено в СССР 2743 парохода с грузом 17 349 тыс. т. Потери судов за этот период составляли 2,6 %, или 76 судов с грузом 455 тыс. т.

DOI: 10.15372/HSS20190307