Cовершенствование территориальной электроэнергетической политики в моногородах России
А.А. ГИБАДУЛЛИН1,2,3, В.Н. ПУЛЯЕВА4, Е.Н. ХАРИТОНОВА4, Н.А. ХАРИТОНОВА4
1Государственный университет управления 11117899@mail.ru 2Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» 3Московский открытый институт 4Финансовый университет при Правительстве РФ vnpulyaeva@fa.ru
Ключевые слова: моногород, электроэнергетика, градообразующая организация, государственная поддержка, тариф, monotown, electric power industry, city-forming organization, state support, tariff
Страницы: 164-181 Подраздел: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Аннотация
Одной из особенностей России является наличие значительного количества моногородов, многие из которых оказались чрезвычайно уязвимы в ситуации беспрерывных экономических реформ и кризисов. Ухудшение социально-экономической ситуации, уровня жизни населения в монопрофильных населенных пунктах неизменно привлекает внимание общественности, научного сообщества, руководства страны. На федеральном, региональном уровнях приняты и реализуются программы поддержки таких муниципальных образований. Как показал анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей статус и дополнительное финансирование моногородов в РФ, и научных публикаций, посвященных их проблемам, вопросы развития электроэнергетической отрасли в этих населенных пунктах остаются вне внимания как законодателей, так и ученых. Это в полной мере относится даже к энергетическим моногородам, где генерирующие станции являются градообразующими организациями. Оценка состояния профильных энергокомпаний в таких городах выявила, что в сравнении со среднеотраслевыми показателями их отличает более высокая степень изношенности основных фондов и низкие финансовые результаты. Преодолеть это отставание без привлечения дополнительных инвестиций не представляется возможным. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы авторы предлагают прибегнуть к перераспределению тарифа на электроэнергию в моногородах, увеличив в нем долю средств, приходящихся на генерацию. Предполагается, что указанный механизм должен реализовываться открыто и публично в условиях системы государственного и муниципального контроллинга. Это позволит сформировать дополнительный поток целевых денежных средств, который можно будет направить на модернизацию оборудования электростанций.
|