РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Г.А. Степанова1, А.В. Демчук2, Ю.Р. Варлакова2
1Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Российская Федерация g_stepanova53@mail.ru 2Сургутский государственный университет, Сургут, Российская Федерация dem_anastasiya82@mail.ru
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, студенты с ограниченными возможностями здоровья, креативность, творческие способности, креативные техники, students with special educational needs, students with disabilities, creativity, creativity, creative techniques
Страницы: 2589-2598
Аннотация
В статье представлены основные результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы развития креативности студентов с особыми образовательными потребностями на основе применения в учебной и вне учебной деятельности деловых игр, ситуационных заданий, тренингов и креативных техник. Перечисленные техники основываются на актуализации жизненного опыта студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и предполагают решение студентом профессиональных задач. Задачей современной системы образования как инклюзивной системы, нацеленной на гармоничное развитие и совместное совершенствование всех участников, является создание условий для развития учащихся и обучающихся ОВЗ, в том числе креативности, их адаптация, социализация. При этом по сравнению с людьми с ОВЗ, чьи жизненные планы и стратегии не всегда нуждаются в выраженном творческом подходе, творческая деятельность и творческий подход к учебе, профессиональной деятельности, к жизни в целом играет важную роль в жизни обучающихся с особыми образовательными потребностями. Поэтому в современном инклюзивном и специальном образовании необходимы различные, классические и инновационные технологии работы с детьми, подростками, юношами и взрослыми людьми с ОВЗ; эффективные подходы к образовательной, коррекционной и иным видам деятельности обучающихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Творческая, арт-терапевти- ческая деятельность - один из фокусов успешной работы в разных областях, направленный на развитие креативности и творческих способностей учащихся и обучающихся с ОВЗ на ступенях начального, среднего, высшего профессионального образования. Помимо педагогических (образовательных и воспитательных), психологических (коррекционных и развивающих) эффектов в отношении обучающихся и учащихся, работа в сфере развития творческих способностей детей, подростков, молодых людей с ОВЗ помогает повысить толерантность и гармонизировать отношение к ним со стороны педагогов, психологов, иных специалистов, а также общества в целом.
DOI: 10.15372/PEMW20190122 |