ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ
Е.О. Ермолова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация shamka05@mail.ru
Ключевые слова: психологические границы личности, эмоциональный интеллект, толстые/тонкие границы, уровень психологической дистанции, частота нарушения границ, personal psychological boundaries, emotional intelligence, thick / thin boundaries, the level ofpsychological distance, the frequency of violation of boundaries
Страницы: 2581-2588
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной социально-психологической проблеме, связанной с особенностями эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ в возрасте молодости. В общем виде под психологическими границами автором понимаются функции «Я», направленные на отграничение «своего собственного» от «иного», акцентируя идентичное и защищая его от неидентичного. Психологические границы выступают решающим фактором для развития, трансформации и функционирования эмоционального интеллекта как личностного феномена. Эмоциональный интеллект рассматривается автором как совокупность способностей понимать, называть и распознавать эмоции. Являясь системой аффективных и когнитивных представлений, эмоциональный интеллект функционирует на границе внутреннего и внешнего пространства. Эмпирическое исследование базируется на друх ключевых принципах психологии: принципе системности и принципе единства внешних воздействий и внутренних условий. В исследовании используются следующие методики: «Психологические границы личности» Э. Хартманна в адаптации О. А. Шам- шиковой, В. И. Волоховой, 2013 г.; «Границы Я» Н. Браун в адаптации Е. О. Шамшиковой, 2010 г.; Опросник Н. Холла - методика оценки эмоционального интеллекта в адаптации Е. И. Ильина, 2001 г.; Тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭМИН), 2006 г. В нем приняли участие 58 респондентов в возрасте молодости: от 23 до 35 лет. Исследование состояло из двух этапов. Первый - направлен на установление наличия взаимосвязей между психологическими границами личности и эмоциональным интеллектом (математическая обработка данных проводилась с применением рангового коэффициента корреляции rs-Спирмена), второй - на выявление особенностей эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ (критерий значимости различий U-Манна Уитни). В результате исследования было выявлено, что чем лучше сформированы психологические границы, тем выше способность личности распознавать свои эмоциональные состояния и понимать эмоциональные состояния других людей. Наиболее высокие показатели эмоционального интеллекта обнаружены у лиц со средним уровнем психологической дистанции .
DOI: 10.15372/PEMW20190121 |