КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Е.А. Автандилян1, М.Б. Кавунова2
1Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация aea8888@yandex.ru 2ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина, Москва, Российская Федерация mkavunova@mail.ru
Ключевые слова: образовательная среда, доверие, доверительная коммуникация, знание, обучение, когнитивные технологии, матетические исследования, Educational environment, trust, confidential communication, knowledge, training, cognitive technologies, mathetical research
Страницы: 2567-2580
Аннотация
Сложность исследования вопросов, связанных с доверием и доверительной коммуникацией в межличностных отношениях (включающих отношения, возникающие, например, между учителем и учеником в процессе обучения), связана с тем, что, по справедливому замечанию В. А. Петровского, в научной сфере межличностные отношения зачастую представлены как неопредмеченные, а потому не поддающиеся конкретному исследованию «идеальные силы». При этом современный смысл этого понятия расширился: доверие понимается как вид коммуникации не только с себе подобными («я» и «другой»), но и по отношению к самому себе. Согласно Е. П. Ильину доверие по отношению к самому себе есть доверие своей интроспекции, своим ощущениям, восприятию, памяти и своим интерпретациям, вера в свои силы, собственную ценность, нужность, которое в эмоциональном плане переживается как самопринятие. В статье предпринята попытка изучить и измерить проявление доверительной коммуникации в образовательной среде, сформированной в классе между учителем и учеником, между учителем и классом в целом. Существо подхода в приведенных ниже исследованиях заключается в том числе в актуализации образа «значимого другого» в сознании учащегося. «Значимый другой» в сознании учащегося - учитель школы. Актуализация образа осуществляется посредством включенности в сознание учащегося ощущения «живого присутствия» в ситуации деятельности в качестве символа. Таким символом может быть портрет, голос, герой или персонаж картинки и т.д., в данном исследовании - ручки от учителя. В статье предложен простой и оригинальный способ актуализации образа значимого другого (исследование «Ручки»).
DOI: 10.15372/PEMW20190120 |