НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ДОСТИЖЕНИЙ, ОПЫТА И ПРАКТИК УЧАСТИЯ
Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Российская Федерация nl_nsk@sibsutis.ru
Ключевые слова: высшее образование, региональный вуз, региональное развитие, человеческие ресурсы, профессиональные компетенции, научно-исследовательская работа студентов, исследовательские компетенции, higher education, regional University, regional development, human resources, professional competence, research work of students, research competence
Страницы: 2528-2538
Аннотация
В современном контексте развития высшего образования все очевиднее наблюдается тенденция выстраивания вузов по принципу «центр - периферия», в рамках которой происходит дифференциация высших учебных заведений: национально-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные университеты и др. Авторы обращаются к проблеме развития региональных вузов, подчеркивают их возможности вузов в развитии научного, кадрового, культурного потенциала региона. Региональные вузы рассматриваются как площадка для развития человеческих ресурсов с учетом социально-культурных особенностей конкретного региона, точка инновационного роста. В свою очередь, качество человеческих ресурсов будет определять социально-экономическое развитие регионов - субъектов Российской Федерации. Авторы рассматривают исследовательскую деятельность студентов как опыт, формирующий не только профессионально-специфичные компетенции будущего специалиста, но и надпрофессиональные компетенции, которыми в условиях инновационной экономики и мультикультурного общества должен обладать профессионал. Приводится обзор исследований, посвященных исследовательской деятельности студентов, ее мотивации, проблемам организации научно-исследовательской работы студентов в вузе, опыт успешных программ и курсов по обучению тем или иным этапам организации исследований, методики оценки их эффективности. В статье приведены результаты авторского эмпирического исследования, анализа мотивации участия/неучастия студентов в научно-исследовательской работе, факторов, влияющих на процесс включения студентов в научную деятельность, опыт и практики научно-исследовательской работы студентов, возможности создания среды, стимулирующей научно-исследовательскую работу студентов, а также оценки студентами собственных знаний, умений, навыков и исследовательских компетенций, позволяющих принимать участие в научных исследованиях. В статье подчеркивается, что научно-исследовательская работа студентов в вузе выступает как ресурсная база для формирования человеческого капитала региона, отмечается, что исследовательские компетенции, формируемые в процессе научно-исследовательской работы студента, являются составной частью профессиональных компетенций специалиста, востребованного современным рынком труда .
DOI: 10.15372/PEMW20190116 |