АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНАЛИЗМА В СТРАТЕГИЯХ ЭТАЦЕНТРИЗМА И ГЛОБОЦЕНТРИЗМА В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
К.А. Кузьменко
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Российская Федерация Kkuzmenko22@gmail.com
Ключевые слова: стратегии познания и практики, этацентризм, глобоцентризм, формы знаний и обучения, регионализм государственный и глобальный (трансрегиональный), strategies of cognition and practice, etacentrism, globocentrism, forms of knowledge and training, regionalism, state and global (trans- regional)
Страницы: 2464-2475
Аннотация
Введение. В XXI в. активно протекают процессы глобализации объективного и субъективного плана. Первый план опирается на всеобщие достижения естественных и технико-технологических наук. Второй план определяется векторами наиболее активно действующих социальных интересов и сил, согласно которым разрабатываются разные глобальные концепции, стратегии социальных преобразований, изменяются приоритеты развития социогуманитарных знаний и видов социогуманитарного образования. Цель статьи - определить главные глобальные стратегии ведущих социальных субъектов, от которых зависят целевые установки социогуманитарного познания и образования. Методология и методы исследования. Системно-структурный, структурно-функциональный и прогностический подходы; методы: анализ, сравнение, аналогия и интеграция результатов применительно к науке и образованию XXI в. Результаты. Объективные процессы глобализации в целом универсальны, обусловлены общим уровнем глобальных коммуникаций на базе достигаемого научно-технического прогресса. Субъективно определяемая глобализация, напротив, дифференцирована в зависимости от основных интересов глобальных социальных сил. Последние вырабатывают глобальные стратегии формирования и изменения социосферы, диктуют приоритетные направления познания и образования. Выявление современных глобальных социальных стратегий необходимо для понимания социосферных переходных процессов, для определения современного и перспективного состояний социогуманитарного познания, образования, перспектив жизни людей на планете. Автором выделены и предложены к обсуждению две ведущие современные социосферные стратегии: этацентризм и глобоцентризм. Поскольку их реализация должна осуществляться на разных территориях планеты, в регионах планеты, большое значение в исследовании данных стратегий приобретает регионализм как познавательное и образовательное направление. Соответственно, регионализм также дифференцируется на разные по сути направления: государственный регионализм и глобальный регионализм (трансрегионализм). Однако в регионологическом познании и образовании часто эти формы регионализма смешиваются, не различаются, что приводит к непониманию главных перспектив и результатов регионализма в разных социосферных стратегиях. Заключение. Необходимы дифференциальный, компаративистский и прогностический подходы к изучению стратегий этацентризма и глобоцентризма, разных форм регионализма - государственного и глобального, анализа результатов разных форм регионологического познания и выявления принципиальных отличий социогума- нитарного образования в отмеченных стратегиях и формах регионализма.
DOI: 10.15372/PEMW20190109 |