ИНВЕРСИВНЫЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Д.А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: иерархия, инверсия, противоречие, образовательные технологии, hierarchy, inversion, contradiction, education, educational technologies
Страницы: 2433-2442
Аннотация
В статье рассматривается анализ инверсивных отношений как исследовательский метод. Посредством данного метода анализируются образовательные системы. Под инверсией понимается такое положение в иерархической системе, когда низший элемент приобретает в ней главенствующее значение. Противоположное состояние, соответствующее исходным отношениям в иерархии, обозначается как отношения ордера. Порядок в иерархии обеспечивается действием некоторых организационных принципов. Инверсии возникают в результате столкновения двух или более таких принципов между собой. Вследствие этого в иерархии возникают внутренние напряжения, которые способны разрушить данную систему. Однако в некоторых случаях эти напряжения могут быть полезны, поскольку они подготавливают следующий шаг (ароморфоз) в саморазвитии данной системы. Уже развившиеся инверсии встраиваются в систему и не могут быть изъяты из нее безразруши- тельных последствий. Применительно к сфере образования анализ инверсий имеют значение в нескольких аспектах. Во-первых, он необходим для правильного целеполагания при создании образовательных систем. Во-вторых, анализ инверсий показывает воздействие образования на ситуацию в социальной иерархии. В-третьих, инверсии проявляются непосредственно в структуре образовательной деятельности. Этот аспект рассматривается в статье более подробно. Например, в образовательной деятельности инверсии проявляются в учебных играх. В игре процесс деятельности становится важнее результата. Игровая деятельность в образовании сохраняет эффективность до тех пор, пока занимает отведенную ей нишу. Проявляются инверсии и в том случае, когда результаты контроля в образовании выдвигаются на первый план. При этом инверсии проявляют деструктивные свойства. Если контрольные мероприятия в обучении становятся доминирующими, учение превращается в зубрежку. Наконец, инверсии возникают и в случае академической прокрастинации. В данном случае эмоциональная реакция на полученное учебное задание становится важнее, чем желание добиться цели при его выполнении. Таким образом, анализ инверсий в иерархических системах представляет собой весьма актуальный и эффективный метод исследования, позволяющий выявлять системные противоречия. Особенно перспективен этот метод применительно к образовательным системам.
DOI: 10.15372/PEMW20190106 |