РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОТ МОДЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ (часть II)
Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8 ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, Россия, начальное, общее, профессиональное образование, образовательное сотрудничество, модели, реализация, Mongolia, Russia, primary, general, vocational education, educational cooperation, models, implementation
Страницы: 111-126 Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация
Введение. В последние годы монгольская и российская системы образования подверглись значительным трансформациям под действием западных стандартов. В настоящее время развернута острая конкурентная борьба на образовательном рынке Монголии, в которой Россия пока сдает свои позиции. Сложившаяся модель образовательного сотрудничества России и Монголии требует сегодня корректировки, которая невозможна без углубленного изучения и уточнения данных о структуре, содержании образовательного процесса, возможных направлениях взаимодействия в дальнейшем. Методология и методика исследования. Методологическую базу исследования составляет системно-генетический подход, позволяющий рассматривать систему образования как многоуровневое, внутренне структурированное целостное явление, развивающееся во внутренних взаимоотношениях и в связи с внешней средой. Основные методики исследования: анализ статистических данных и документов, наблюдение, аналитический метод, принцип единства логического и исторического. Результаты исследования. Современная система образования Монголии основывается на приоритете частной собственности, традиционных национальных ценностях в его содержании, вариативности форм получения образования, иностранных инвестициях и международном сотрудничестве. Внедрение кембриджского образовательного стандарта способствовало сведению образования к предоставлению образовательных услуг с применением личностно-ориентированного индивидуального подхода. Вместе с тем среди значительной части монгольского населения сохранился интерес к русскому языку, культуре и российскому образованию. В рейтинге актуальных специальностей лидирующие позиции занимают направления, связанные с бизнесом и социальным управлением, на втором месте - инженерно-производственные специальности, затем - образование, социальные и гуманитарные сферы. Значительно меньшим престижем обладают естественно-научные направления, математика и статистика, сфера услуг, информационные и коммуникационные технологии, сельское и лесное хозяйства, ветеринария - направления, по которым в России готовят высококвалифицированных специалистов. Определены основные проблемы профессиональной подготовки монгольской молодежи и пути их решения как в Монголии, так и в России. Заключение. Развитие взаимовыгодного экономического, культурного и политического сотрудничества возможно лишь при поэтапной планомерной государственной поддержке сотрудничества в области образования и подготовке востребуемых кадров.
DOI: 10.15372/PHE20190109 |