РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28 oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: рыночная трансформация, рынок услуг, система образования, экономика знаний, человеческий капитал, market transformation, market of services, education system, knowledge economy, human capital
Страницы: 80-88 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Процессы глобализации и интеграции, характеризующие современный этап развития социума, все интенсивней распространяются на национальные образовательные системы. В ведущих странах мира стремительно развивается экспорт образовательных услуг, чему способствуют научно-технический прогресс и информатизация общества. Интенсификация международных отношений в образовательном сегменте направлена на формирование единого образовательного пространства, повышение качества и доступности высшего образования, кооперации учебных заведений и т. д. Проблема выработки стратегии формирования конкурентоспособной образовательной системы является одной из важнейших задач для Российской Федерации. Сохранение и развитие национальной системы образования, ее конкурентоспособности и успешной интеграции в мировое образовательное пространство, сегодня возможно лишь в условиях рыночной трансформации отечественной системы образования. Цель исследования - проанализировать влияние рыночных трансформаций на отечественную систему высшего образования. Методология и методика исследования имеет комплексный интегративный характер, который определяется целью и задачами исследования. В качестве исходных положений в исследовании был использован комплекс научных идей экономических наук, социологии, философии и педагогики. Для решения исследовательских задач применялись теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, психологической, социологической литературы; историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); обобщение. Результаты исследования. Равновесие в экономических системах поддерживается транснациональными финансово-экономическими и торговыми структурами (Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и т. д.), формируя современный контекст международного образования. Как результат этих процессов образование в значительной мере стандартизируется, приобретая трансграничные и транскультурные характеристики, формируя новое качество экономической системы и социума, «человеческий капитал». Заключение. Формирование рыночных отношений положило начало процессам не только обновления отечественной системы образования, но и ее интеграции в рыночное хозяйство, которая сегодня является уже свершившимся фактом. Весьма очевидно, что состояние современного образования задает развитие государства на многие годы вперед. Являясь нематериальной формой капитала, образование формирует «человеческий капитал», который в соединении с другими видами капитала не только дает увеличение производительности и качества труда, но и повышает роль образования и науки, усиливая значение интеллектуальной деятельности человека и способствуя формированию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала индивида.
DOI: 10.15372/PHE20190107 |