СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Г. Доценко
Уральский государственный аграрный университет, 620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 irdo@yandex.ru
Ключевые слова: информальное образование, социальная педагогика, Пауль Наторп, образование в течение жизни, informal education, social pedagogic, Paul Nathorp, life-long learning, life-wide learning
Страницы: 71-79 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Стремление современного человека к постоянному обучению вызвали к жизни особый вид образования - информальное образование, которое сегодня нуждается в теории, позволяющей дать четкие ориентиры для создания образовательных пространств в организации и развертывании образовательных инициатив в открытом социуме. Цель статьи - определить сущностные корни информального образования и рассмотреть его не только как самостоятельное, незапрограммированное продвижение человека в культурном развитии, но и как направляемое и проектируемое совершенствование профессиональных и личностных способностей. Методология и методика исследования. Базой для исследования информального образования послужила философия образования немецкого мыслителя рубежа XIX-XX в. Пауля Наторпа. Проблемы обеспечения возможности «образования всегда и везде», с которыми столкнулось современное общество, решает социальная педагогика, если понимать ее в трактовке П. Наторпа: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни». Наторп использовал словосочетание «социальные условия» как синоним общественных элементов и связей и фактически объяснил процессы, названные сегодня «информальным образованием». Соответственно, в современной науке может существовать методическая преемственность социальной педагогики и информального образования. Результаты исследования. Сформулированы закономерности информального образования, принципы и методы его развития. Информальное образование, по мнению автора статьи, имеет три формы: спонтанное, направляемое и проектируемое. Спонтанное проявляется «на каждом шагу», если образовательные потребности личности высоко развиты. Поводом для спонтанного образования может стать встреча с любым объектом, требующим познания. При формировании образовательного пространства организаторы прибегают к внешним стимулам, чтобы поддерживать любопытство, углублять опыт взаимодействия человека с миром. В таком случае речь идет о детерминированном повсеместном образовании: направляемое - ситуативно, проектируемое - длительного действия. Заключение. Материалы исследования представляют практическую ценность для руководителей организаций разного типа, выводы могут быть использованы в преподавании дисциплины «Педагогика» на всех направлениях подготовки в системе высшего образования.
DOI: 10.15372/PHE20190106 |