АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Э. Пучков
Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 opop505@gmail.com
Ключевые слова: образовательная система, аксиология, власть, управленческие механизмы, властная структура, философия образования, социальный институт, система управления, educational system, axiology, power management mechanisms, overbearing structure, philosophy of education, a social institution, management system
Страницы: 23-40 Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Аннотация
Введение. В статье анализируется специфика властных структур, которая проявляется в системе взаимоотношений между государством и обществом и характеризует особенности управления в России. Автор показывает, как происходит процесс познания ведущих властных механизмов в глобальном мире, в котором трансформируются все социальные структуры. Доказывается, что ценностные установки играют ведущую роль в реализации учебных и научных программ по исследованию специфики деятельности конкретных представителей власти, оставшихся в истории. Раскрывая аксиологические особенности власти, характерные для отечественной образовательной системы в условиях глобализации, автор исходит из важного тезиса, что представления о власти как базисе любой социальной системы формируются на уровне учебного познания. Интеграционный характер темы, которая стоит на стыке нескольких научных направлений, способствует формированию адекватного образа власти уже на уровне образовательной системы. Методология и методика исследования. Анализ аксиологического фактора в системе власти предполагает рассмотрение властных структур любого общества в качестве важного фактора устройства социальной жизни. Исследование базируется на идеях, максимально полно заявивших о себе в марксизме, - это объективно-исторический подход к ценностям, который опирается на принцип детерминизма и апеллирует к законам развития общества, а также идею антропоцентризма (об «извечной природе человека»). Отдельное направление в статье представляет собой результат анализа мондиализма как важного базиса глобализации, нивелирующего идентичность отдельных социумов. Данные подходы во многом обусловлены неопределенностью аксиологических установок в современном образовании. Подобная ситуация характеризует образовательную систему не только России, но и всего мирового сообщества. Результаты исследования. Ценность власти обусловлена сложившимися традициями, что позволяет формировать оптимальные властные механизмы. Особое внимание в статье уделяется изучению разницы в ценностных предпочтениях населения различных стран при выборе той или иной формы власти. В этом случае, по мнению автора, появляется возможность не только контролировать власть, но и реально снижать уровень социальной напряженности в обществе. В статье освещаются пути совершенствования власти на всех уровнях социальной действительности. В процессе исследования автор особое внимание уделяет вопросам, связанным с изучением трансформаций, с которыми сталкиваются властные структуры в глобально-региональном мире. В частности, автор приходит к закономерному выводу о значительной роли менталитета в процессе становлении властных механизмов в России. Заключение. Аксиологический вектор власти, если рассматривать его с позиций философии образования, демонстрирует нерешенность социально-экономических проблем современного российского государства. Указанные факторы актуализируют проблему решающей роли гуманитарного образования в выработке концепции новой власти, которая в максимальной степени учитывала бы исторические традиции конкретного социума.
DOI: 10.15372/PHE20190103 |