ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ КАК УЧАСТЬ И У-ЧАСТНОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, 640020, г. Курган, ул. Советская, 63, стр. 4 ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: ценность, смысл, участие, выбор, становление, субъект, переход, value, meaning, participation, value choice, formation, subject, transition
Страницы: 12-22 Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Аннотация
Введение. Выбор ценности в становлении личности формирует «участь» и задает смысл «у-частности» как субъекта. Актуальность вопроса автор видит в необходимости человека культуры, готового к диалогу в мозаичной культуре и к участию в культурном процессе. Ценность анализируется как позиция к участи в субъектном выборе. Философия поступка включает осознание значения ценности как осознания смысла участности в творении реальности. Сопряжение ценности со смыслом поступка есть осуществление, сбывание в ситуации как событии. Это становление субъекта сущего, онтология его бытия как участной реальности. Методология и методика исследования. К ценностно-смысловому выбору применяется философия М. М. Бахтина о поступке как логике бытия. Сбывание рассматривается с опорой на взгляд М. Хайдеггера о важности присутствия в становлении сущего. В анализе социально-культурного пространства автор опирается на позиции В. С. Библера, О. И. Генисаретского, А. В. Конева и др., учитывает и постмодернизм в оценке экзистенции современности: философию Ж. Делеза об одновременности сворачивания и разворачивания, где выбор есть путь из ничего в нечто, перерыв непрерывного, переход, требующий творческого решения. Методы изучения: анализ трудов по философии, культурологии становления человека, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, абстрагирование. Методика анализа опирается на возможность спекулятивного метода в сочетании с экстраполяцией результатов в социальность. Результаты исследования. Показана необходимость осознания смысла через контекстное значение ценности в выборе положения себя как субъекта участия в культуре. Доказывается взаимность преобразования культурной реальности в ценностном решении и утверждения смысла у частности личности в действительности как реальности для себя и других, свидетельствующей о сбывании и о событии. Заключение. Педагогикой выступает признание роли единого ценностно-смыслового подхода в становлении субъекта культуры.
DOI: 10.15372/PHE20190102 |