Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.224.31.90
    [SESS_TIME] => 1732195430
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 8c00256dc8dd56be001983817b77c9d1
    [UNIQUE_KEY] => b36fa9c3f65ad32077c595f2890e6ebb
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 1

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ МЕТАФОРАМИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, 630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, д. 20
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: концептуальная метафора образования, органическая метафора образования, метафора «потребительского запроса», образование как ценность, conceptual metaphor of education, organic metaphor of education, the metaphor of «consumer inquiry», education as a value
Страницы: 3-11
Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация

Введение. Выявленs аксиологическиt противоречиz между концептуальной органической метафорой образования и концептуальной метафорой «потребительского запроса в образовании» (Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин). Под концептуальной метафорой понимается когнитивная операция, определяющая стиль мышления о познаваемом субъекте (Д. Лакофф, М. Джонсон, Дж. Верваеке, Дж. М. Кеннеди, М. Мак Глон, Й. Родерик, З. Ковежец, Н. А. Илюхина, С. А. Панкратова, С. А. Хахалова). Автор статьи исходит из положения о том, что социокультурно-интерпретативные концептуальные метафоры (Г. С. Баранов) обладают потенциалом влиять на целеполагание при разработке реформ системы образования, существенным образом определять способ их реализации и реакцию экспертного сообщества и граждан на претворение реформ в жизнь. Методология и методика исследования. В ходе исследования применялся контент-анализ главного нормативного документа, нормирующего и регулирующего структуру системы образования и отношения между ее субъектами, - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; метод метафорического моделирования для реконструкции концептуальных метафор, которыми руководствовались законодатели, а также аксиологический подход для определения базовых ценностей в основе данных метафор. Результаты исследования. Автор обнаруживает наличие противоречия уже на нормативном уровне, в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Представляется, что в первую очередь данное противоречие наносит урон воспитательному потенциалу отечественного образования. Образование, понятое как сфера услуг, не имеет возможности осуществлять воспитательную функцию наряду с обучающей, поскольку не может апеллировать к Родине, патриотизму и другим культуроспецифическим ценностям органической метафоры как высшим. Главные ценности образования с точки зрения экономцентристской логики метафоры «потребительского запроса» - прибыль, окупаемость и эффективность. Заключение. Автор приходит к заключению, что только философия образования как аналитический инструмент способна разрешить противоречие между двумя метафорами на аксиологическом уровне.

DOI: 10.15372/PHE20190101