Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 4

ЭМПАТИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕДУКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В.В. Собольников, Т.В. Вьюгова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
kafedra_psi@mail.ru
Ключевые слова: эмпатия, редукция, личность педагога, конфликтное взаимодействие, взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности, медиативная техника, empathy, reduction, the personality of the teacher, conflict interaction, the relationship between the level of empathy and conflict, media technology
Страницы: 2318-2324

Аннотация

В статье приведен теоретический анализ проблемы эмпатии как психологического средства редукции конфликтного поведения педагогов в процессе медиации. Большинство педагогических коллективов современных школ характеризуются повышенной конфликтогенностью. Это обусловливает не только высокие нервные нагрузки, но и порождает соперничество, дискредитацию, избегание и приспособление к конфликтности в педагогической среде. В результате нарастания эмоционального напряжения конфликтное взаимодействие приобретает формы деструктивного характера. Психологические особенности личности педагога и специфика его труда обусловили в общем числе медиативных техник выбор эмпатии в качестве средства редукции конфликтного их поведения. Этим обосновывается актуальность исследования избранной проблемы в условиях роста уровня конфликтогенности в обществе. Научный интерес заключается в более глубоком изучении эмпатии как эффективного средства рефлексивного управления конфликтным поведением педагогов. Методологической основой исследования стали положения личностно-деятельностного и ценностно-смыслового подходов к изучению личности педагога как субъекта общения и эмпатии; принципы рефлексивного управления; система допущений, раскрывающих характер взаимодействия и взаимопроникновения эмоциональных и когнитивных процессов. Рассмотрены некоторые теоретические подходы к анализу эмпатии, а его результаты послужили основой для формулирования ряда концептуальных положений, раскрывающих психологическую природу эмпатии как средства редуцирования конфликтного противодействия и механизмов позитивного воздействия на педагога. Предложенная нами совокупность концептуальных допущений может быть положена в основу формирования модели одного из эффективных средств ведения медиативного процесса. Дальнейшее изучение обусловлено потребностью проведения специального исследования проблемы в их взаимосвязи и последующей проработки методики проведения медиативного процесса в педагогической среде. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений на основе взаимосвязи эмпатии и редукции составляет перспективу дальнейшей работы в этом направлении.

DOI: 10.15372/PEMW2018019