ИНВЕРСИЯ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ: ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ПАТРИОТИЗМ
С.И. Черных
"Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 2chernyx@mail.ru"
Ключевые слова: социальная система, патриотизм, иерархия ценностей, инверсия, образование, social system, patriotism, hierarchy of values, inversion, education
Страницы: 19-31 Подраздел: ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается понятие патриотизма и его роль в менталитете современного российского общества, а также статус патриотизма в системе общественных ценностей. Методология и методика исследования. Ценности, присущие любому обществу, образуют иерархическую систему. Деление ценностей в этой иерархии на высшие и низшие обусловлено определенными формами различий между ними. Высшими могут считаться просоциальные ценности, способствующие сохранению и развитию общества. Однако на практике высшими ценностями часто считаются те, которые просто разделяются большинством и формируются образовательными практиками. В этом случае возможно, что просоциальные ценности окажутся оттесненными на второй план. В результате этого формируется инверсия ценностей. Результаты исследования. Анализ инверсии показывает, что именно просоциальные ценности должны лежать в основе формирования иерархии ценностей конкретного общества, но сегодня это все чаще не подтверждается. В дискурсе изучения патриотизма как социального феномена высшей ценностью следует признать отечественную культуру, воспринимаемую через воспитание и образование. Пока существует культура, существует и общество. Однако встречается и ложное понимание патриотизма как проявления ксенофобии. Помимо этого патриотизм часто оказывается частью навязываемой государством идеологии. Некоторые авторы вообще представляют патриотизм в виде отжившего и ненужного понятия в современном мире. Заключение . В статье показаны несостоятельность таких подходов, роль образования и культуры в процессе формирования патриотизма как просоциальной ценности.
DOI: 10.15372/PHE20180302 |