РЕДАКЦИЯ ПЕВЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Л.А. ГРЕБНЕВА В КОНТЕКСТЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ О В«ХОМОНИИ» ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX в
А.А. Михеева
Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета, РФ, 620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 aniutamiheeva@gmail.com
Ключевые слова: старообрядчество, богослужебное пение, Л.А. Гребнев, вятское староверие, церковно-певческое искусство, знаменное пение, хомония, наонное пение, наречное пение, легализация раскола
Страницы: 91-95 Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
В статье анализируется попытка выдающего старообрядческого просветителя федосеевского (беспоповского) согласия, организатора типографии на Вятке Л.А. Гребнева (1867-1932) редактировать богослужебные тексты и распевы, упразднив архаичные черты (прежде всего так называемую хомонию). Делается вывод о том, что эта его идея нашла воплощение в русле активизировавшихся на тот момент споров среди беспоповцев о церковном пении. Оценивается место и значение редакции Гребнева в этой полемике. Рассматриваются причины активизации дискуссии о пении в 1880-1930-е гг. Автор настоящего исследования опирается на такие источники, как певческие книги (особое внимание при этом уделяется рукописи Л.А. Гребнева, сохранившей следы его работы над редакцией богослужебных песнопений), материалы старообрядческих соборов, периодические издания конца XIX - начала XX вв. и др.
DOI: 10.15372/HSS20180114 |