ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБ ИНКЛЮЗИИ
Е.А. Богомолова, М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия alex_bogomolov@mail.ru
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, педагог, образовательная инновация, children with disabilities, inclusive education, educator, educational innovation
Страницы: 1516-1524
Аннотация
В статье обсуждаются результаты исследования представлений педагогов образовательных учреждений об инклюзивном образовании и субъектах инклюзивного образовательного процесса. Рассматриваются проблемы, связанные с восприятием педагогами субъектов инклюзивного образования, а также их отношение к инклюзии как образовательной инновации. Затрагивается проблема готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. Авторами получены данные о фрагментарности, нечеткости, а нередко и противоречивости этих представлений, явном преобладании эмоционально-оценочного компонента, проявившегося в разделении педагогов на тех, кто высказался «за» инклюзию и тех, кто выступил «против». Несмотря на то что в отношении инклюзии учителя высказывали разные, подчас противоположные суждения, негативные переживания по поводу изменений образовательного процесса в случае реализации инклюзивного образования характерны для всех педагогов. В сознании большей части педагогов инклюзия оказалась представлена как процесс нецелесообразный (на данном этапе развития системы образования в нашей стране), включающий в себя больше рисков, чем позитивных моментов, влекущий за собой снижение качества образовательного процесса, негативные изменения в отношениях между субъектами образовательного процесса. Полученные результаты свидетельствуют также об отсутствии у педагогов четкого представления о субъектах инклюзивного образовательного процесса. Они редко высказываются об инклюзии как о процессе, едином для всех его участников, что указывает на непонимание педагогами сути образовательной инновации: это проявилось не только в ярко проявившейся дихотомии «дети обычные - дети особые», «родители “особых” детей» - «родители обычных детей», но и в представлении об инклюзивном образовании как об инновации исключительно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
DOI: 10.15372/PEMW20170424 |