УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА: ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАКТИК И БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
А.Р. Айзатулина, С.А. Попова
Московский государственный педагогический университет, Москва, Российская Федерация andreewa.81@mail.ru
Ключевые слова: дуальное образование, работодатели, колледжи, среднее профессиональное образование, партнерство, dual education, employers, colleges, vocational education, partnership
Страницы: 1481-1488
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, целями которого являлись анализ представлений работодателей о сложившихся и перспективных формах сотрудничества с профессиональными образовательными организациями, а также выявление барьеров, препятствующих развитию партнерских отношений между этими двумя институтами. Исследование относится к разряду «casestudies», иными словами, в нем анализируются конкретные ситуации, которые позволяют на качественном уровне получить картину процессов, происходящих в данной сфере, обнаружить спектр проблем взаимодействия рынка труда и системы среднего профессионального образования. На основе анализа материалов глубинных интервью сделаны выводы об отсутствии в настоящее время в России эффективных механизмов для интеграции работодателей в государственную систему профессионального образования. Несмотря на признание своей решающей роли в процессе подготовки специалистов, работодатели предпочитают участвовать в подготовке кадров в пассивной форме и не несут ответственности за ее результаты. Установлено, что модели взаимодействия, предлагаемые системой среднего профессионального образования, не отвечают требованиям кадровой политики работодателей. В связи с этим подготовка кадров в профессиональных образовательных организациях рассматривается работодателями как долгосрочный проект с высоким риском невозврата вложений. Наличие собственных успешных практик подготовки специалистов в рамках корпоративной системы обучения кадров также способствует снижению интереса работодателей к сотрудничеству с государственными образовательными организациями. Для изменения ситуации необходимо обеспечить эффективную коммуникацию в рамках предмета сотрудничества, приносящего взаимную выгоду. Таким предметом может быть совместный проект, вклад в реализацию которого со стороны предприятия и колледжа соизмерим с получаемыми выгодами.
DOI: 10.15372/PEMW20170420 |