СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОСТИ С ПОЗИЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. Паршиков1,2, Ю.В. Табакаев3, Н.Н. Краснова3, К.А. Кузьменко3
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация idpo@ngs.ru 2Институт дополнительного профессионального образования, Новосибирск, Российская Федерация 3Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Российская Федерация kfls@gasu.ru
Ключевые слова: системно-диалектическая методология, переходность, глобализация, образование, право, управление, system-dialectical methodology, transitivity, globalizattion, education, law, management
Страницы: 1373-1379
Аннотация
В статье обосновывается роль диалектической и системной методологии в исследовании закономерностей взаимодействия человека (элемента социосистемы) и общества (макросоциосистемы) при анализе категорий и реальностей: свободы и необходимости, социальной свободы и социальной необходимости, свободы и ответственности, прав и обязанностей социальных субъектов. Отмечаются три основных типа системно- диалектических отношений элемента и системы: 1) максимизация потенциальных взаимодействий элементов в системе и минимизация кинетических взаимодействий элементов (жесткий, стагнирующий тип системы); 2) относительный баланс потенциальных и кинетических взаимодействий элементов в системе, что в целом делает систему наиболее активной (лабильный саморазвивающийся тип системы); 3) минимизация потенциальных взаимодействий элементов в системе и максимизация кинетических взаимодействий элементов (ослабленный, саморазрушающийся тип системы). В условиях современной глобальной переходности общества и высокой динамики социальных отношений могут проявляться все отмеченные типы отношений элемента и системы, человека и общества. Применение данных закономерностей к социосистемам с учетом фактора сознания и практически преобразующей деятельности субъектов приводит к разным типам социальной организации, к специфике организации образования, права и управления в разных государствах современного глобализирующегося мира. Соответственно, это стагнирующая, творческая и анархическая формы образования с разных социокультурных системах современного мира. В России необходимо формировать образовательную стратегию на собственной социокультурной основе.
DOI: 10.15372/PEMW20170406 |