СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СКУЛЬПТУРЕ
В.И. Костенко
Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, Омск, Набережная имени Тухачевского, 14 vikost.52@mail.ru
Ключевые слова: скульптура, конструктивно-пластическое восприятие, гармония, эстетическое восприятие, sculpture, constructive and plastic perception, harmony, esthetic perception
Страницы: 215-223 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Автор анализируют проблему развития восприятия на занятиях по скульптуре, являющегося первой ступенью познания и первоначально выступающего как относительно простой акт непреднамеренного отражения действительности, которая окружает человека. В процессе развития восприятие переходит в специфическую целенаправленную деятельность наблюдения, позволяющего с конкретной целью глубже проникнуть в мир воспринимаемых явлений. И тогда восприятие становится сложной формой познания, включает в себя не простую сумму ощущений, а целостность и предметность отдельных видов ощущений, которые формируют обобщенный образ предмета. В статье отмечается, что на занятиях скульптурной лепкой посредством восприятия осуществляется чувственное познание различных предметов, их объема, величины, удаленности, пропорций, а также пространственных свойств, времени и движения. Однако в процессе обучения необходимо развивать у студентов профессиональное восприятие, что предполагает наличие конструктивно-пластического восприятия объекта изображения. Формированию конструктивно-пластического восприятия предшествует процесс поступления количественной информации об объекте. Наиболее полное познание закономерностей и связей происходит в процессе логического осмысления, в основе которого лежат теоретические, научные знания о пластической анатомии, перспективе, что позволяет вскрыть глубинные связи воспринимаемого. Благодаря теоретическим знаниям можно осуществлять разнообразные мыслительные операции. В изобразительной деятельности можно говорить о целенаправленном восприятии, которое управляемо и подчиняется конкретно поставленным задачам. Существуют способы управления зрительным восприятием: к ним, прежде всего, относится установка, которая предопределяет направление изобразительных действий художника.
DOI: 10.15372/PHE20170422 |