СУБЪЕКТОГЕНЕЗ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Е.А. Крутько1, З.И. Аксянова2, Ю.С. Островая2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191 e.a.krutko@mail.ru 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, Новосибирск, ул. Каменская, 56 sibzem@gmail.com
Ключевые слова: отчуждение, личностные формы отчуждения, социальная реальность, мотивационное отчуждение, эмоциональное отчуждение, смысловое отчуждение, коммуникативное отчуждение, интеллектуальное отчуждение, субъектогенез, субъект обучения, активное обучение, alienation, personal forms of alienation, social reality, motivational alienation, emotional alienation, communicative alienation, semantic alienation, intellectual alienation, subject-genesis, subject of education, active education
Страницы: 170-179 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье раскрывается сущность процессов и явлений, порождающих личностные формы отчуждения при изучении иностранных языков. Посредством исследования феномена отчуждения через онтологическую картину, лежащую в основе соответствующих проявлений, в статье рассматриваются разновидности взаимодействия социальных связей, обусловливающих возникновение определенных форм личностного отчуждения, таких как мотивационное, смысловое, эмоциональное, коммуникативное и интеллектуальное. В качестве основы для преодоления личностных форм отчуждения предлагается субъектно-деятельностный подход к построению и организации работы. Одним из способов «включить» механизмы субъектогенеза в обучение иностранным языкам является активное обучение, которое подразумевает не только видимое действие, но и, прежде всего, инициативу и ответственность субъектов обучения. Активное обучение независимо от его формы вовлекает студента в ситуацию самостоятельности, направляемую преподавателем, побуждает к взаимодействию между субъектами обучения, которое также способствует приобретению новых знаний и компетенций.
DOI: 10.15372/PHE20170417 |