ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.А. Абрамова1, Р.В. Каменев2
1Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1 marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 romank54.55@gmail.com
Ключевые слова: высокие технологии, высшее образование, инновационное развитие, теория систем, технологическая культура, high tech, higher education, innovation development, systems theory, technological culture
Страницы: 153-163 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье на основе анализа программных документов актуализируется задача по подготовке специалистов, владеющих высокими технологиями. Рассмотрены понятие «высокие технологии» (high technology) и роль феномена с позиции теории систем, обусловливающих эволюционные изменения не только в той сфере, для которой они разрабатывались, но и имеющие широкий спектр воздействия на всю социокультурную систему в целом и на каждого индивида в частности. Авторами отмечено, что использование высоких технологий привело к прорыву в образовательной деятельности и обусловило высокие требования к технологической культуре специалистов: умению выстраивать программу своей деятельности и реализовывать ее, владению современными информационными технологиями; подвергается изменению структурная составляющая организации образовательного процесса; формируется новая специализация «преподаватель-технолог»; изменяется логика последовательности подготовительного и организационного этапов образовательного процесса, что дает наглядное представление о том, как методика преподавания превращается в технологию. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки рассматривается как качество личности, совмещающее в себе приобретение новых знаний, способность их творческого применения в различных ситуациях? и становится основной задачей. По мнению авторов, процесс стремительного внедрения высоких технологий требует регулярной актуализации образовательных программ и учебно-методических комплексов дисциплин, которые опираются на современные компьютерные технологии. Специфика обучения в ситуации, когда доступ к информации открыт, с одной стороны, создает условия для разнообразия поиска, а с другой - обусловливает возникновение проблемы отбора информации. Наиболее значимой становится задача по формированию нового информационного мировоззрения и информационной культуры у будущих специалистов, гибко реагирующих на все новые технологические предложения, готовых к непрерывному развитию и пересмотру уровня своего образования, эффективно использующих имеющийся и вновь формируемый информационный потенциал общества, что становится одной из предпосылок зарождения синергетического эффекта по развитию технологического процесса общества в целом. Анализ роли высоких технологий позволил уточнить их определение в аспекте профессионального обучения, в рамках философии техники и образования как определяющих возможные формы радикальной трансформации системы образования, а также актуализировать их ценность в ходе подготовки современных специалистов, владеющих высокими технологиями, для инновационного развития страны.
DOI: 10.15372/PHE20170415 |