Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.188.113.185
    [SESS_TIME] => 1732199521
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b4869cf416c0a3772bb1c447fc4b0d65
    [UNIQUE_KEY] => 94b3180af34774bdcc388b2adf93535c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 4

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ЕДИНСТВА НАРОДОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

М.А. Абрамова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: гармонизация межэтнических отношений, В«парад суверенитетовВ», интернациональное воспитание, этническая и гражданская самоидентификация личности, национальная политика, harmonization of interethnic relations, В«parade of sovereigntiesВ», international education, ethnic and civic identity of personality, national polity
Страницы: 28-38
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

В статье анализируется трансформация идеи единства народов и гармонизации межэтнических отношений в советский и постсоветский периоды. Выявляются причины, обострившие ситуацию межнациональных отношений в СССР во второй половине 1980-х гг. и приведшие к «параду суверенитетов» в национальных республиках и автономиях. Одной из причин стала эффективно проводившаяся в течение всего периода советской власти политика «коренизации» как в системе управления, так и образования, которая не входила в противоречие с идеей интернационального воспитания, но привела к усилению правящей элиты титульных этносов. В результате в начале 1990-х гг. вместо концепции мультикультурного общества на первое место была выдвинута идея поликультурного множества этнических групп, основой взаимодействия которых стало лишь сотрудничество на договорных условиях. Обострение экономических, социальных и политических противоречий вывело на поверхность противоречия национальные и этнические. Подчеркивается, что политические дискуссии и длительный процесс разделения полномочий федерального центра и региональной власти стали транслироваться системой образования и культуры. В результате уже к концу ХХ в. сформировалось новое поколение людей, почитающих западные ценности и ненавидящих «совковое» прошлое, которое, тем не менее, было пронизано идеей интернационального воспитания. Таким образом, косвенно отвергалась и сама идея единства народов в России. Переориентация на западные ценности обусловила в России инверсию базовых принципов социальной организации общества, вовлекшей все слои населения в адаптивный и дезадаптивный процессы, динамизм которых создала ситуация открытости аксиологической системы. Россия в конце ХХ в. фактически повторила практику осуществления модели мультикультурализма Западной Европы, основанной на идее нации не как этносоциокультурной, а как поликультурной общности с оппозицией титульной и «других» этносоциальных групп и получила аналогичный результат - атомизацию страны. Негативные последствия «парада суверенитетов» к началу ХХI в. привели к появлению работ политологов, этносоциологов и педагогов, отличающихся отсутствием стремления к кардинальным изменениям и резкой критики советского прошлого. В них вновь стали обращаться к прогрессивной идее интеграции и возврату фактически к политике интернационализма (или мультикультурализма). Социально-политическая и экономическая ситуация в стране потребовала разработки новых программных документов по гармонизации межнациональных отношений, усилению патриотического воспитания. Акценты с формирования этнической самоидентификации индивида смещаются в сторону гражданского воспитания.

DOI: 10.15372/PHE20170403