ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ЕДИНСТВА НАРОДОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
М.А. Абрамова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова 1 marika24@yandex.ru
Ключевые слова: гармонизация межэтнических отношений, В«парад суверенитетовВ», интернациональное воспитание, этническая и гражданская самоидентификация личности, национальная политика, harmonization of interethnic relations, В«parade of sovereigntiesВ», international education, ethnic and civic identity of personality, national polity
Страницы: 28-38 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье анализируется трансформация идеи единства народов и гармонизации межэтнических отношений в советский и постсоветский периоды. Выявляются причины, обострившие ситуацию межнациональных отношений в СССР во второй половине 1980-х гг. и приведшие к «параду суверенитетов» в национальных республиках и автономиях. Одной из причин стала эффективно проводившаяся в течение всего периода советской власти политика «коренизации» как в системе управления, так и образования, которая не входила в противоречие с идеей интернационального воспитания, но привела к усилению правящей элиты титульных этносов. В результате в начале 1990-х гг. вместо концепции мультикультурного общества на первое место была выдвинута идея поликультурного множества этнических групп, основой взаимодействия которых стало лишь сотрудничество на договорных условиях. Обострение экономических, социальных и политических противоречий вывело на поверхность противоречия национальные и этнические. Подчеркивается, что политические дискуссии и длительный процесс разделения полномочий федерального центра и региональной власти стали транслироваться системой образования и культуры. В результате уже к концу ХХ в. сформировалось новое поколение людей, почитающих западные ценности и ненавидящих «совковое» прошлое, которое, тем не менее, было пронизано идеей интернационального воспитания. Таким образом, косвенно отвергалась и сама идея единства народов в России. Переориентация на западные ценности обусловила в России инверсию базовых принципов социальной организации общества, вовлекшей все слои населения в адаптивный и дезадаптивный процессы, динамизм которых создала ситуация открытости аксиологической системы. Россия в конце ХХ в. фактически повторила практику осуществления модели мультикультурализма Западной Европы, основанной на идее нации не как этносоциокультурной, а как поликультурной общности с оппозицией титульной и «других» этносоциальных групп и получила аналогичный результат - атомизацию страны. Негативные последствия «парада суверенитетов» к началу ХХI в. привели к появлению работ политологов, этносоциологов и педагогов, отличающихся отсутствием стремления к кардинальным изменениям и резкой критики советского прошлого. В них вновь стали обращаться к прогрессивной идее интеграции и возврату фактически к политике интернационализма (или мультикультурализма). Социально-политическая и экономическая ситуация в стране потребовала разработки новых программных документов по гармонизации межнациональных отношений, усилению патриотического воспитания. Акценты с формирования этнической самоидентификации индивида смещаются в сторону гражданского воспитания.
DOI: 10.15372/PHE20170403 |