КНИЖНАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ И НАРОДНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В СИБИРИ XVII-XVIII вв
О.Д. Журавель1,2
1Институт истории СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 helgazhuravel@gmail.com 2Новосибирский государственный университет, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Ключевые слова: сибирская агиография, народное христианство, одержимость, порча, демонология, судебно-следственные процессы, Siberian hagiography, popular Orthodoxy, possessions, spell, demonology, inquisitorial procedure
Страницы: 39-45 Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
В центре внимания автора - демонологические мотивы ранней сибирской литературы («Сказания об Абалацкой иконе Богородицы», «Сказании о явлении Николая Мирликийского томскому гражданину Григорию»), отразившие феномен одержимости. В статье показано, что литературно-церковный дискурс существовал параллельно с практикой гражданских расследований. Литературные тексты сопоставляются с материалами сибирских судебно-следственных дел XVIII в. о колдовстве и порче. Автор рассматривает книжную демонологию как своеобразную интерпретационную и полемическую стратегию, направленную на борьбу с народной магией. Государственному преследованию запретных магических практик церковь противопоставила духовную проповедь, выраженную в памятниках письменности. Вопросы духовного просвещения совмещались при этом с насущными задачами утверждения культа местных святынь, что было важной частью религиозной политики Тобольского архиерейского дома. При всем различии языковых стратегий и механизмов борьбы с народной магией представители разных слоев сибирского общества принадлежали к одной народной-религиозной культуре, включающей в качестве неотъемлемой черты магические представления и практики.
DOI: 10.15372/HSS20170307 |