ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
М.И. Пальчук
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, Симферополь, Российская Федерация
Ключевые слова: человеческий капитал, рынок труда, мобильность, многосторонние альянсы, государственно-частное партнерство, human capital, labor market, mobility, multipartied teams, public-private partnership
Страницы: 1186-1195
Аннотация
Среди многих вызовов, определяющих тенденции мирового развития, профессионализм человеческих ресурсов играет особую роль в создании общественных благ и стабильности на планете. В сравнительно-педагогических исследованиях эта проблема рассматривается во взаимосвязи с тенденциями развития систем профессионального образования и обучения, в частности, одной из ее составляющих - профессиональной подготовки производственного персонала. Человеческий и социальный капитал - два общественных феномена признаны в Европейском Союзе (ЕС) стратегическим ресурсом в виде соответствующего образования и постоянно обновляемых компетенций. Расширение границ привело к радикальному изменению миграционного ландшафта Европы. В связи с этим реальная картина социально-профессиональной мобильности на европейском рынке труда крайне противоречива. Открытие «коридоров» увеличило мобильность, обеспечивая трудоустройство лиц с высоким образовательным статусом, конкуренция не позволяет людям низкой квалификации обеспечить свою занятость. Условиями «вхождения» на рынок труда являются конкурентоспособность, основанная на многоуровневости и непрерывности профессионального образования и обучения(ПОО); взаимосвязь образовательных программ и профессиональных квалификаций, позволяющая разным категориям населения строить образовательные трансферты в неформальном и информальном обучении; опережающий подход к содержанию ПОО; оценка результатов обучения и сертификация квалификаций. Ведущим фактором качества подготовки считается гибкая модель педагогического образования, ориентированная на профессиональное развитие и самосовершенствование педагога. Тенденцией развития систем подготовки персонала признана современная форма социального партнерства- многосторонние альянсы между ПОО и государственными органами, общественными организациями, субъектами рынка труда, цель которых - достижение консенсуса в удовлетворении интересов сторон. Благодаря многосторонним альянсам субъекты кооперации компенсируют слабые стороны и создают конкурентные преимущества за счет государственно-частного партнерства. Альтернативный механизм обеспечивает многоканальное финансирование ПОО, частный капитал берет на себя функции, которые в традиционных системах образования возлагаются на государственные органы, однако он не может функционировать без государства, обеспечивающего законодательную базу и инфраструктуру деятельности бизнес-структур.
DOI: 10.15372/PEMW20170307
|