"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Е.А. Ерохина
"Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 leroh@mail.ru"
Ключевые слова: образование, университет, Россия, реформа, глобализация, геополитика, education, university, Russia, reform, globalization, geopolitics
Страницы: 95-103 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о социальной миссии российского университета в публичной дипломатии. Автор показывает значимость организованной адаптации иностранных студентов для обеспечения конкурентных преимуществ российских вузов в условиях глобального образования. Используемый к статье концепт «мягкой силы» открывает новые эвристические возможности для описания роли российских университетов в процессе формирования благоприятного для России геополитического климата. Предпосылкой, открывающей такую возможность, является способность системы российского высшего образования выполнять инновационную функцию в развитии российского общества. Однако система российского высшего образования находится в настоящее время в процессе реформирования. Как показывает международный опыт, академическая репутация учебных заведений определяется высокой степенью университетской автономии, академической свободы и академической мобильности студентов и профессоров. Сужение их сферы в пользу пресловутой управляемости в результате реформ пагубно влияет на престиж российского образования, а значит, и на его привлекательность для иностранных студентов. В статье поднимаются проблемы и перспективы формирования модели организованной адаптации иностранных студентов. Рассматривается система приоритетов, которые могут послужить основой для превращения современного российского университета в инструмент «мягкой силой» и успешный коммерческий проект. Делается вывод о значении академизма как ключевого приоритета, который является фундаментом не только воспроизводства знания, но и его прироста. Устранение противоречия между академизмом и менеджериализмом видится в поддержке «избыточных» исследовательских и предпринимательских структур в составе университета, снижении степени менеджериального контроля, уменьшении степени бюрократической нагрузки на сотрудников, реально вовлеченных в образовательный процесс.
DOI: 10.15372/PHE20160609 |