Стратегическое планирование и стратегические просчета: российские реалии и тенденции
В.Е. СЕЛИВЕРСТОВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия sel@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегические решения, стратегирование, стратегическое управление, публичное управление, региональная политика, Сибирь, Дальний Восток, Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области, реформирование Российской академии наук, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Сибирский наукополис, strategic planning, strategic decisions, strategizing, strategic management, public administration, regional policy, Siberia, the Far East, Program for Reindustrialization of the Economy of Novosibirsk Oblast, reformation of the Russian Academy of Sciences, Strategy for Science and Technology Development of the Russian Federation, Siberian Science City
Страницы: 6-46 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые аспекты современного состояния стратегического планирования в Российской Федерации с акцентом на региональное стратегическое планирование. Показано влияние низкого качества управления на национальном и субфедеральном уровнях на кризис современной экономической системы России. Выявлено, что в российской практике национального и регионального стратегирования, а также в реализации важнейших стратегических решений есть модельные «истории успеха» и образцы нереализованных возможностей и ошибочных путей реализации. Это продемонстрировано на примерах стратегий и программ развития восточных районов страны, Программы реиндуст-риализации экономики Новосибирской области на период до 2025 года, реформирования Российской академии наук и разработки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегической инициативы «Сибирский наукополис». Успешные примеры регионального стратегирования показывают, что эти позитивные результаты достигнуты в существенной степени благодаря включению механизма взаимодействия и сотрудничества основных стейкхолдеров: федеральных и региональных властей, бизнес-структур, учреждений Российской академии наук, институтов гражданского общества. В то же время провал ряда национальных стратегических инициатив в немалой мере был предопределен игнорированием такого партнерства, результатом чего стал выбор неправильных стратегических ориентиров и механизмов реализации. В статье проанализированы позитивные тенденции в системе стратегического планирования, связанные с разработкой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, с созданием Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, с деятельностью общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти, что характеризует развитие принципов «публичного управления».
DOI: 10.15372/REG20160401 |