УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА
К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru
Ключевые слова: академический рисунок, натюрморт, ритм, пространство, композиция, конструкция, объем, academic drawing, still life, rhythm, space, composition, design, volume
Страницы: 148-156 Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье автор отмечает, что обучение академическому рисунку в педагогическом вузе представляет собой процесс последовательного формирования и развития у студентов определенных профессиональных качеств (художественного восприятия, графических представлений). Изображение натюрморта в этом контексте создает условия не только для обучения студентов определенным практическим умениям и навыкам, но и для формирования целостной системы видения, восприятия и воспроизведения натуры. По мнению автора, грамотно составленная учебная постановка - это важнейшее условие организации процесса зрительного восприятия для изображения, которое используется с целью его профессионального развития. Каждый учебный натюрморт должен быть носителем определенных пространственно-ритмических закономерностей, тогда такая работа будет не просто «штудией» натуры, а приобретет художественно-образное значение благодаря пространственно-ритмической идее, которую несет в себе натурная постановка, и необходимости со стороны студента ее увидеть и в ходе осмысления сформировать первоначальный замысел, реализующийся в последующих изобразительных действиях. Предметы, составляющие натюрморт, должны быть различными по размеру и форме, что дает возможность студентам в процессе рисования сопоставлять их по различным характеристикам, выявлять индивидуальные черты каждого из них, составляя из них при этом единую композиционную структуру, подчиненную определенным пространственно-ритмическим связям. В постановке учебного натюрморта из предметов быта необходимо акцентировать главную задачу, которая способствует формированию замысла. Поэтому постановка натюрморта обычно начинается с главного - композиционного центра. Для этого используют предметы, несущие в себе определенные ритмические закономерности, на основе которых формируется основная пространственно-ритмическая идея всей постановки. К главным предметам подбирают соподчиняющиеся с композиционным центром. Величина и расположение всех других частей и элементов изображения зависят от величины и расположения предмета, выбранного в качестве композиционного центра. Данная зависимость в построении изображения определяется пространственно-ритмическим построением. В свою очередь ритм в построении гармонии визуального ряда в рисунке натюрморта зависит не только от связи композиционного центра со всеми другими частями изображения, но и от взаимной ритмической и пластической связи этих частей друг с другом. Для того чтобы студент мог наглядно увидеть все эти характеристики, педагогу необходимо не только составить постановку грамотно, но и верно определить ее положение по отношению к рисующим с тем, чтобы они при восприятии модели смогли увидеть весь ход и логику восприятия формы и пространства.
DOI: 10.15372/PHE20160515 |