СОЦИАЛЬНАЯ АПАТИЯ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Е.Ю. Быкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36 fancy_brain@sibmail.com
Ключевые слова: социальная апатия учителя, профессиональное выгорание, мотивация к работе, стимулирующие факторы, удерживающие (гигиенические) факторы, social apathy, teachers, professional burnout, work motivation, stimulating factors, retaining (hygienic) factors
Страницы: 92-105 Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются причины распространения среди современных российских учителей социальной апатии, которая проявляется в безынициативности, безразличии, отсутствии заинтересованности в высоких образовательных результатах, утрате интереса к своему делу. В статье показано, что отечественные и зарубежные исследователи, анализируя особенности мотивации учителей и возможности преодоления апатии, основное внимание уделяют личностным и институциональным факторам. При этом первые (повышенный нейротизм, высокая личная ответственность и значимость труда, эгоистичность, значимость материального благополучия или, наоборот, жертвенность, приводящая в итоге к разочарованию в профессии), согласно результатам исследований российских авторов, являются главной детерминантой эмоционального выгорания и апатии, а вторые - значимым условием ухудшения психосоциального самочувствия учителей. Несмотря на то что на Западе система образования лишена многих существенных недостатков, провоцирующих в России, например, неудовлетворенность педагогической профессией (таких, как низкий престиж, недостаточная заработная плата и т. д.), зарубежные учителя также испытывают на себе негативное влияние организационных (или институциональных) факторов, к которым, как правило, относят несогласие с решениями администрации, неудовлетворенные потребности в признании, проблемы с дисциплиной немотивированных и незаинтересованных учеников, бюрократию и т. д. В статье показано, что ограниченность влияния на личностные особенности педагогов заставляет связывать решение проблемы социальной апатии с воздействием на институциональную среду. В частности, проблему повышения мотивации и удовлетворенности профессией принято решать через влияние на удерживающие (гигиенические) и мотивирующие факторы рабочей среды. В статье делается вывод о том, что на мотивацию российских педагогов изменение этих факторов не оказывает существенного влияния. В статье делается предположение, что распространенность социальной апатии среди педагогов следует связывать не только с особенностями системы образования России, но и с общемировыми тенденциями, а именно с произошедшей трансформацией ценностных ориентаций и социально-культурных условий осуществления педагогической деятельности, которая проявляется как в обостренном восприятии недостатков своей профессии, так и в изменении социальных требований, предъявляемых к учителям. Это обстоятельство предполагает использование понятия «социальная апатия», которое подразумевает не столько психологическую характеристику или состояние личности, сколько общую объективированную социальную черту, порожденную определенными трансформациями современного общества.
DOI: 10.15372/PHE20160509 |