ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО В СПОРЕ О БУДУЩЕМ УНИВЕРСИТЕТА
А.М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 ablazhey@academ.org
Ключевые слова: высшее образование, реформирование, рейтинг, национальный исследовательский университет, профессорское сообщество, университетский менеджмент, higher education, reforming, national research university, professor’s community, university management
Страницы: 81-91 Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье анализируются процессы трансформации организационной структуры и системы управления современного университета в условиях реформы вузовской системы. Анализ сложившегося положения дел показал, что получение статуса национального исследовательского университета ведет, с одной стороны, к увеличению финансирования и качественному рывку в развитии вуза, с другой - к резкому сужению пространства университетской демократии и ослаблению влияния преподавательского сообщества на ситуацию в нем. Сделан вывод, что наличие подобных тенденций вызывает озабоченность в преподавательской среде, а их продолжение приведет, в конечном итоге, к падению качества образования; к пониманию, что бороться с тенденциями сужения внутриуниверситетской демократии и ослабления влияния профессуры возможно главным образом путем максимальной диверсификации источников развития (прежде всего финансирования) университетов прежде всего за счет активного поиска частных инвесторов. Это могут быть средства ассоциаций выпускников или крупных компаний, заинтересованных в долговременном сотрудничестве с вузом. Заметный рост такого рода доходов неизбежно приведет к усилению влияния тех же попечительских советов в качестве параллельных органов, если не рутинного (оперативного) управления вузом, то определения стратегических целей и источников его развития, которые при внушительных объемах параллельного финансирования (речь идет, естественно, о государственных вузах) вполне могут выступать на равных как с университетской, так и государственной бюрократией.
DOI: 10.15372/PHE20160508 |