ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
М.А. Абрамова1,2
1Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск marika24@yandex.ru 2Институт философии и права, 630090, Россия, г. Новосибирск
Ключевые слова: диалектика интернационального и национального, трансформация системы образования в России, национальная политика, dialectics of the international and the national, transformation of the education system in Russia, national policy
Страницы: 59-68 Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье на основе диалектического подхода рассматривается динамика интернационального и национального в национальной политике в советский и постсоветский периоды. Отмечены разночтения интерпретации понятия «национальное», которое не всегда трактуется как сугубо этническое. Установка национальной политики на гармонизацию интернационального и национального в СССР предполагала длительный процесс формирования единой нации советских людей. С этой целью был сделан большой вклад в выравнивание возможностей представителей разных этнических групп в процессе получения образования и дальнейшей социальной мобильности. Автор отмечает, что в решении данных задач советское правительство постепенно все больше внимания уделяло подготовке и образованию представителей титульных этносов, которые должны были стать трансляторами политики правительства СССР в национальных республиках. Политика «коренизации» при ослаблении влияния партии в республиках со временем явилась катализатором центробежных сил, приведших к росту этнического самосознания. Тем не менее, несмотря на предположение об усилении в СССР ассимиляционной политики, высказанное зарубежными советологами, гражданам страны удалось сохранить баланс этнической и гражданской идентификации, а также патриотическое отношение к «малой Родине» и родному языку, о чем свидетельствует большое количество людей различных этнических групп, владевших в конце 1980-х гг. родным языком и использовавших его как средство общения в быту и на работе. Усиление этноцентристских настроений в национальных республиках, подогреваемых этнической элитой, привело к последующему параду «суверенитетов» и развитию концепций национальных школ, противопоставивших национальное интернациональному. Автор приходит к выводу, что действия в области управления национальной политикой в постсоветском пространстве привели к дисбалансу в межэтнических отношениях, обеднили образовательную практику и в значительной степени ослабили потенциал страны. Таким образом, динамика развития интереса к интернациональному взаимодействию является объективным и позитивным фактором дальнейшего развития страны.
DOI: 10.15372/PHE20160506 |