Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.86.38
    [SESS_TIME] => 1732199231
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2b7cb3058d1925961d2fc79b81131e9f
    [UNIQUE_KEY] => ea0fdc8b873eb8693294323333682c08
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 5

ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Абрамова1,2
1Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск
marika24@yandex.ru
2Институт философии и права, 630090, Россия, г. Новосибирск
Ключевые слова: диалектика интернационального и национального, трансформация системы образования в России, национальная политика, dialectics of the international and the national, transformation of the education system in Russia, national policy
Страницы: 59-68
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье на основе диалектического подхода рассматривается динамика интернационального и национального в национальной политике в советский и постсоветский периоды. Отмечены разночтения интерпретации понятия «национальное», которое не всегда трактуется как сугубо этническое. Установка национальной политики на гармонизацию интернационального и национального в СССР предполагала длительный процесс формирования единой нации советских людей. С этой целью был сделан большой вклад в выравнивание возможностей представителей разных этнических групп в процессе получения образования и дальнейшей социальной мобильности. Автор отмечает, что в решении данных задач советское правительство постепенно все больше внимания уделяло подготовке и образованию представителей титульных этносов, которые должны были стать трансляторами политики правительства СССР в национальных республиках. Политика «коренизации» при ослаблении влияния партии в республиках со временем явилась катализатором центробежных сил, приведших к росту этнического самосознания. Тем не менее, несмотря на предположение об усилении в СССР ассимиляционной политики, высказанное зарубежными советологами, гражданам страны удалось сохранить баланс этнической и гражданской идентификации, а также патриотическое отношение к «малой Родине» и родному языку, о чем свидетельствует большое количество людей различных этнических групп, владевших в конце 1980-х гг. родным языком и использовавших его как средство общения в быту и на работе. Усиление этноцентристских настроений в национальных республиках, подогреваемых этнической элитой, привело к последующему параду «суверенитетов» и развитию концепций национальных школ, противопоставивших национальное интернациональному. Автор приходит к выводу, что действия в области управления национальной политикой в постсоветском пространстве привели к дисбалансу в межэтнических отношениях, обеднили образовательную практику и в значительной степени ослабили потенциал страны. Таким образом, динамика развития интереса к интернациональному взаимодействию является объективным и позитивным фактором дальнейшего развития страны.

DOI: 10.15372/PHE20160506