ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: УСПЕШНОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ
Я.В. Крючева, Н.П. Гаврилюк
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень, Российская Федерация yanakryucheva@mail.ru
Ключевые слова: деятельностный подход, компетентностный подход, теория поэтапного формирования умственных действий, формирование, субъектное отношение, результативно-целевая направленность, activity approach, competency-based approach, the theory of stage formation of mental actions, formation, personal relation, effective-target orientation
Страницы: 421-427
Аннотация
В статье рассматривается интеграция компетентностного и деятельностного подходов. Компетентностный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, проблемных, профессиональных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Таким образом, компетентностный подход усиливает практическую, т. е. деятельностную составляющую обучения, что обеспечивает возможность непрерывного обучения и самообразования. Т. е. компетентностный подход не только не противоречит деятельностному, но и сочетается с ним. В статье обсуждаются теоретические вопросы основных аспектов применения концепции П. Я. Гальперина и И. А. Зимней. Описывается опыт построения учебной дисциплины на основе теории поэтапного формирования умственных действий с учетом формирования компетенций, предложенных И. А. Зимней. Построенный авторами курс «Психология» способствует овладеть навыками конструктивного общения в профессиональной деятельности, навыками личностного и профессионального самосовершенствования, а также успешной самореализации в социуме, т.е. созданию студентами индивидуальных схем ориентировки для решения вопросов собственного психологического благополучия. В статье раскрывается авторское видение формирования информационной, коммуникативной и личностной компетенций обучения с точки зрения интеграции деятельностного и компетентностного подходов. Данные компетенции являются ориентиром для студентов и помогают им включиться в процесс выполнения учебно-исследовательской деятельности. Обучение становится результативным, т.к. студент проявляет субъектное отношение к учебе, осознанно демонстрируя границы своей компетенции, он сам ставит цели и постоянно видит результаты своей работы.
DOI: 10.15372/PEMW20160305 |