ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ ЧАСОВЕННЫХ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ в. КАК ИНСТРУМЕНТ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Н.Д. Зольникова
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 nnpokrov@gmail.com
Ключевые слова: Сибирь, староверы-часовенные, экзегетика, антихрист, конец света, эсхатология, «свои» и «чужие»
Страницы: 85-89 Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
В статье рассматривается процесс накопления новаций в толкованиях нижнеенисейскими староверами признаков конца света, делается попытка определить критический уровень этих новаций для принятия решения отдельным полемистом или авторитетной общиной об их каноничности или еретичности, т.е. принадлежности к «своим» или «чужим». Доказывается, что позиционирование себя в качестве «истинных христиан» обеспечивалось двумя способами. Традиционный состоял в подборе возможно большего количества цитат из Священного Писания и творений святых отцов, с помощью которых полемист доказывал свою правоту. Второй способ - изложение эсхатологической теории, далекой от классических образцов, погибшего в сталинском лагере игумена тайных старообрядческих скитов о. Симеона со ссылкой полемиста на свою верность этому авторитетному местному богослову.
DOI: 10.15372/HSS20160315 |