Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.191.27.78
    [SESS_TIME] => 1732231433
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0edf8649ec1831e003669c29dbdf2fb1
    [UNIQUE_KEY] => 2e57618aca3e54b914425e1a681989fb
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2016 год, номер

ОБ ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ КНИГ ВО ВРЕМЯ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII в

Н.С. Гурьянова
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
gurian@academ.org
Ключевые слова: Русская Церковь, раскол, защитники старого обряда, Сильвестр Медведев, Служебник, традиция, книжная культура
Страницы: 36-41
Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация

Статья посвящена анализу текстов, в которых нашло отражение отношение современников к исправлению книг во время церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Сделан вывод, что независимо от культурной ориентации авторы считали, что следование традиции - необходимое условие существования и развития Русской Церкви. В этой связи реформаторы утверждали, что все новшества внесены в обряд и богослужебную практику Церкви, ориентируясь на «древние греческие и словенские книги». Их оппоненты, естественно, стали доказывать, что именно этот основной постулат - следование традиции - был нарушен реформаторами. Первое поколение защитников старого обряда наметило пути, по которому пойдут следующие поколения, отстаивая свое право оставаться в оппозиции к нововведениям. Предстояло сопоставление текстов новых богослужебных книг с прежними, а главное - углубление знаний об авторитетных рукописях, старопечатных книгах, в которых зафиксирована традиция Русской Церкви. В результате для защитников старого обряда характерной чертой стал высочайший уровень книжной культуры, унаследованный от Древней Руси и развитый в условиях Нового времени.

DOI: 10.15372/HSS20160306