ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ: КОГНИТИВНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ
Е.В. Косилова
"Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский просп., 27, корп. 4 implicatio@yandex.ru"
Ключевые слова: когнитивная психология, философия, междисциплинарное взаимодействие, психическая болезнь, аутизм, шизофрения, cognitive psychology, philosophy, cross-disciplinary cooperation, mental disorder, autism, schizophrenia
Страницы: 105-118 Подраздел: Проблемы логики и методологии науки
Аннотация
Статья посвящена проблеме междисциплинарного взаимодействия философии и когнитивной психологии. На примере когнитивных исследований психических болезней (аутизм) продемонстрирован экспериментальный когнитивный подход, цель которого состоит в выявлении корреляций между психическими нарушениями, но не в осмыслении полученных данных и приведении их в систему, основанную на некотором первичном нарушении. Когнитивные исследования критикуются также за неточность употребляемых терминов и неполную убедительность выводов. Задачами же философского подхода являются: а) эвристическое формулирование гипотезы для экспериментального исследования; б) осмысление («понимание», по Ясперсу) полученных данных в их связи и приведение их в логичную систему; в) постановка вопроса о первичном нарушении; г) уточнение терминов и критика «со стороны» когнитивного подхода с точки зрения используемой выборки, логичности выводов и т.д.; д) помещение полученных данных в общефилософские представления о природе человеческого мышления. Также с привлечением материала об аутизме анализируется модель психики с центральным управлением и без него. Общим выводом статьи является утверждение о возможности продуктивного междисциплинарного взаимодействия между философией и когнитивной психологией.
DOI: 10.15372/PS20160209 |